Возрастное ограничение 18+

Российские традиции: меценатство...

15.43 Четверг, 30 июня 2016
Слово «меценатство» происходит от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, жившего в I веке до н.э. и помогавшего талантливым римским поэтам того времени.

В России меценаты появляются в конце ХVIII века, они жертвуют определенные суммы на благотворительность. Расцветом меценатства в России принято считать вторую половину ХIХ века, благодаря российскому купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему. Каждый большой и маленький город имел таких покровителей.

Вполне логично, что спустя годы и столетия российские города хранят на себе отпечаток трудов меценатов и благотворителей, попечителей об общественном благе.

Курган, как один из старейших городов Урала, также отмечен заботой меценатов о его развитии.

Первые упоминания об акциях благотворительности в этом городе относятся к первой половине ХIХ века, и связаны они с именами декабристов, живших на поселении в Кургане в разные годы. Щедрыми жертвователями были: Михаил Михайлович Нарышкин и его супруга Елизавета Петровна, П.Н. Свистунов, Д.А. Щепин-Ростовский, А.Ф. Бригген и другие. Они оказывали значительную помощь Курганскому уездному училищу, жертвовали приличные суммы на Троицкую церковь.

В Кургане в конце ХIХ – начале ХХ века были разные благотворительные заведения: богадельни, приюты, детское убежище, бесплатные столовые. Формы помощи в них также отличались разнообразием: предоставление ночлега, бесплатных обедов, особенно в неурожайные годы, бесплатное проживание, медицинская помощь и другие. Большая часть средств поступала от курганского купечества. Купечество принимало активное участие в общественной жизни города, много занималось благотворительностью, исполняло обязанности церковных старост, почетных попечителей учебных заведений. Купцы жертвовали огромные суммы на строительство церквей, школ, училищ, на медицину, учреждали стипендии. Одной из самых известных своей благотворительной деятельностью семей является семья Смолиных.

Дмитрий Иванович Смолин,
а затем его сыновья были крупнейшими благотворителями в городе. Сам Дмитрий Иванович был почетным членом Тобольского губернского попечительского совета детских приютов, членом общества попечения о раненых, председателем комитета по разбору и призрению нищих в Кургане. На деньги семьи было открыто Никольское детское убежище, построена церковь Александра Невского, оказывалась постоянная материальная помощь учебным заведениям и многое другое. В своем завещании Д.И. Смолин распорядился составить капитал в сумме 50 тысяч рублей для обеспечения престарелых служащих и рабочих своих предприятий.

Российские традиции: меценатство...

На фото: храм Александра Невского, г. Курган

Российские традиции: меценатство...

На фото: Никольское детское убежище, г. Курган

Иван Иванович Дерягин многие годы исполнял обязанности директора Курганского попечительного о тюрьмах отделения, являлся бессменным членом попечительного совета Александровской женской гимназии, жертвовал большие суммы на Троицкую церковь, мужское уездное училище.

Российские традиции: меценатство...

На фото: уездное мужское училище, г. Курган

Семен Иванович Березин был церковным старостой Богородице-Рождественского храма, делал крупные пожертвования на строительство городской больницы, уездное училище, входил в совет директоров Курганского попечительного о тюрьмах отделения, помогал городской богадельне. На деньги Березиных была выстроена ремесленная школа для мальчиков.

Российские традиции: меценатство...

На фото: Богородице-Рождественский храм, г. Курган

Много средств жертвовали мещане, крестьяне. Большинство жителей города старались быть полезными обществу, отдавая на благотворительность, они приобретали не только душевное спокойствие, но и почет и уважение горожан.

Совершенно особое место среди этой плеяды достойных курганских горожан занимает Александр Николаевич Балакшин. О нем стоит рассказать подробнее.

Это человек, который вызывает уважение и восхищение своим умением организовать людей, своей неуемной работоспособностью, своей кристальной честностью и порядочностью. Благодаря энергии и труду этого человека зауральская сельскохозяйственная продукция сделала добрую славу нашему краю далеко за его пределами. Сегодня, когда наша страна теряет свою продовольственную независимость, изучение исторического прошлого дает надежду на то, что богатый опыт предыдущих поколений поможет в решении сегодняшних проблем российского сельского хозяйства.

Детские и юношеские годы, проведенные в Ялуторовске, общение с декабристами и образование, полученное в открытом ими училище, гимназии, наложили отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Перед тем как попасть в наш край, семейство Балакшиных проживало в разных городах, но именно Кургану посчастливилось стать местом всей их дальнейшей жизни и деятельности. Большую роль в его судьбе сыграли единомышленники, друзья, люди, которые помогали ему многие годы: А.П. Ванюков, А.И. Грудзинский, губернский агроном Н.Л. Скалозубов, министр земледелия А.С. Ермолов, именно он поддержал идею об открытии в Кургане отдела Императорского московского общества сельского хозяйства (МОСХ), что и было сделано в 1897 году, и многие другие.

Российские традиции: меценатство...

На фото: здание Курганского отдела Императорского МОСХа

Вопросы сельского хозяйства, маслоделия, жизни сибирского крестьянства всегда волновали Александра Николаевича. В своей деятельности он стремился следовать главной идее – всестороннему подъему Сибири, а главное – подъему материального уровня народа, населявшего Сибирь. Балакшин считал, что для поднятия экономического состояния сельского населения, занимающегося маслоделием, и для улучшения самой техники маслоделия необходимо содействовать объединению самих производителей молока, чтобы маслодельная промышленность всецело находилась в руках этих производителей.

Российские традиции: меценатство...


Александр Николаевич говорил о пользе создания сельскохозяйственных товариществ, осуществляющих совместные торговые операции, о желании Отдела МОСХа принять под свою защиту интересы местного крестьянства и быть их представителем перед экспортерами. В результате была создана Правительственная организация по устройству маслодельных кооперативных товариществ, коротко именуемая – «Организация», которая встала на защиту крестьянских интересов. Частные заводчики увидели в этом серьезную конкуренцию и сразу оказали противодействие, стараясь провалить артельное дело. Они стали вести личную борьбу с Балакшиным, обвиняя его в стремлении наживать с артелей деньги, и даже обвинили его в неблагонадежности. Заводчики писали жалобы в разные министерства, но не имели успеха. Балакшин испытывал сильное давление со стороны не только заводчиков, но и экспортеров, входящих в состав Отдела и желающих направить деятельность КОМОСХа в свою пользу, тем более что в числе членов Отдела было очень мало крестьян. Иностранные экспортеры принимали различные меры, чтобы ликвидировать Организацию. Собрания Отдела сделались ареной разных пререканий, чуть ли не судебных разбирательств. В результате Александр Николаевич отказался от должности председателя и выступил с речью, где высказал мотивы своего отказа: «Своей деятельностью в Организации я помог развитию и расширению кооперативного маслоделия в Западной Сибири. До основания Организации артельные маслодельни, сжатые кольцом частнопредпринимательских заводов, стояли на точке замерзания, не расширялись и не увеличивались. В продолжение трех лет работы Организации я помог крестьянам при большой оплате молока сберечь не одну сотню тысяч рублей, которые были бы в карманах частных предпринимателей».

Российские традиции: меценатство...

На фото: завод сливочного масла купца Валькова

В 1905 году Александр Николаевич решает баллотироваться в Государственную Думу, чтобы в ней работать на благо Сибири и сибирского маслоделия. Он сделал попытку организовать в Кургане свою партию, которую назвал «Народным Трудовым Союзом».

10 ноября 1905 года А.Н. Балакшин пишет воззвание к крестьянам Зауралья: «...мы верим, что в русском народе теплится искра Божия… Он знает, что земля может быть только общим достоянием, что каждый трудящийся имеет на нее право и все одинаково должны пользоваться земными благами, помогая друг другу, и общими, соединенными усилиями жить как дружная семья. Пусть наш народ даст волю своим добрым чувствам, и он сумеет создать не только справедливость, но и оказать милосердие слабым, бедным и угнетенным. Россия считается великим государством. Покажем, что это величие не по пространству только, а в величии христианской души, которая вложена в нас Богом». Но политическая активность А.Н. Балакшина и его попытки баллотироваться в депутаты Государственной Думы были пресечены курганской полицией. 22 марта 1906 года были произведены обыски в домах Балакшина в Логовушке и в Кургане и в домах его сыновей. Было возбуждено судебное дело, которое тянулось полтора года. В результате суд оправдал Александра Николаевича. В оправдательном приговоре было сказано: «…воззвание Балакшина по содержанию своему не заключает в себе прямого призыва или возбуждения к учинению бунтовщического или изменнического деяния, или к насильственному ниспровержению существующего в государстве общественного строя, или к неповиновению или противодействию закону, или к учинению какого-либо иного тяжелого преступления…» Однако это не позволило Балакшину выставить свою кандидатуру в Государственную Думу.

Российские традиции: меценатство...


На этом закончились его попытки, начавшиеся еще в Казанском университете, принять участие в политической жизни России. За время следствия противниками Балакшина было сделано все, чтобы отстранить его от заведования Организацией по устройству маслодельных кооперативных артелей. В Тобольск из Кургана поступали не только доносы о его противоправительственной деятельности, но и обвинения в присвоении семейством Балакшиных сумм, отпускаемых для нужд Организации.

Но впереди Александра Николаевича ждало еще более великое дело – создание Союза сибирских маслодельных артелей. 10 ноября 1907 года был создан Союз сибирских маслодельных артелей – организация, которой суждено было стать крупнейшей не только в России, но и во всей Европе. Двенадцать маслодельных артелей объединились в кооперацию. В 1917 году их было уже около 1,5 тысяч, членами Союза были около полумиллиона хозяев Западной Сибири.

Российские традиции: меценатство...

На фото: Союз сибирских маслодельных артелей

Союз имел свои представительства в Англии, Германии. Торговый оборот ССМА составлял 160 миллионов золотых рублей. С одиннадцатого места в конце ХIХ века по экспорту масла Россия вышла на второе, уступив только Дании. И в этом огромная заслуга Александра Николаевича Балакшина.

Российские традиции: меценатство...

На фото: дегустация сибирского масла

Российские традиции: меценатство...

На фото: погрузка масла в вагоны-ледники

Российские традиции: меценатство...

На фото: сибирское масло на складе в Лондоне

Союз оказывал реальную помощь крестьянам-маслоделам, для повышения квалификации мастеров организовывались поездки в Данию и Англию, открывал школы и курсы мастеров маслоделия, участвовал в многочисленных благотворительных акциях по оказанию помощи малоимущим.

Российские традиции: меценатство...

На фото: Скородумская маслодельня

В 1915 году Александр Николаевич передает свои полномочия старшему сыну Андрею и навсегда уезжает в Англию, где в 1921 году умирает. Ему было 77 лет. Его могила находится на Хайгетском кладбище, рядом с могилой Карла Маркса. Совпадение?

Российские традиции: меценатство...

На фото: Андрей Александрович, Елизавета Михайловна, Александр Николаевич Балакшины в Англии. Начало ХХ века

К сожалению, Октябрьская революция разрушила налаженную годами систему благотворительности и меценатства. Многие благотворители стали нищими и либо вынуждены были эмигрировать, либо были сосланы далеко от родных мест.

Возрождение в России частной собственности и частного предпринимательства еще не завершило формирование новой культуры меценатства, хотя она уже стала появляться... Но вот тех вершин, той самоотверженности, как это было раньше, она пока не достигла... Впрочем, это уже другая, не менее интересная история...

В моей публикации широко использованы материалы, опубликованные заведующей Музеем истории города Кургана Татьяной Васильевой (фотографии и значительная часть текстов – http://tatiana-vasileva.blogspot.ru/2016/06/blog-post_46.html, http://tatiana-vasileva.blogspot.ru/2016/06/blog-post_28.html). Нужно отметить, что именно благодаря личной инициативе «курганского музейщика» (блог Татьяны Васильевой так и называется: «Записки курганского музейщика» – http://tatiana-vasileva.blogspot.ru/) исторические образы, биографии и поступки горожан прошлого становятся известны сотням и тысячам наших современников.

Кстати, стоит обратить внимание на то, как в Кургане хранится история и память о городских меценатах.

Александр Аникин, интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ «Клуб уральских блогеров», входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.


Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
© Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK