В туризм Свердловской области пора вернуть бренды. Азбука регионального туристического маркетинга
04.02.2016
Изучая и поднимая вопросы развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области, уже не раз обращал внимание на отсутствие профессионального подхода ответственных чиновников к пониманию географических, исторических и природных особенностей региона. Неудивительно, что профессиональное туристическое сообщество оказывается недовольно не только справочниками и путеводителями, которые со множеством ошибок тиражируются ГУК СО "Центр развития туризма Свердловской области" (Свердловская область. Кто пропил глобус?), но и отсутствием у этого учреждения способности сформировать, сформулировать и презентовать туристическую привлекательность региона.
Развитие туризма Свердловской области оказалось отдано на откуп одной туристической фирме, которая не формирует имидж региона, а обеспечивает свой репутационный и деловой потенциал благодаря существенной административной и финансовой поддержке Правительства Свердловской области. Конечно, реализация "Самоцветного кольца Урала", которая чиновниками видится как панацея от всех и вся - существенный прорыв. Но этот прорыв не обеспечивает максимального использования туристического потенциала региона, не позиционирует область как неповторимое историко-природное явление. Это как красивая обертка для того, что "Центр развития туризма" понимает под развитием. Туры выходного дня (Туристические особенности Свердловской области: примитивизм, алогизм и освоение бюджетных средств., Большие профессионалы туризма: топтание на месте или путь в никуда...)! Не в кольцах счастье (Куда ставить пробу "Самоцветному кольцу Урала"? Пока некуда!, Свердловская область. Тонкости туристического развития региона. Где тонко, там и рвется? "!
Ошибка, на мой взгляд, состоит не только в отсутствии конкретных знаний в краеведении, но и в основах маркетологии. Без позиционирования региона, без ярких , узнаваемых туристических особенностей туризму в конкурентной среде российских регионов не выжить! И сколько бы нас не зазывали на Рождественскую ярмарку в Верхотурье (Верхотурье. Рождественская ярмарка. Где деньги, Зин?), сколько бы нам не рассказывали об Ирбите и Алапаевске, согласитесь, что есть множество субъектов, где и ярмарки с более весомой историей, и Петр Ильич Чайковский жил более продолжительное время, и деревянное зодчество производит большее впечатление... Даже "Духовная столица Урала", которая как жемчужина скрылась в 300 километрах от Екатеринбурга, меркнет в сравнении с Тобольским кремлем или Далматовским монастырем, которые более доступны...
Туристов на Средний Урал должна зазывать не обертка стандартных эскурсионных программ и туров. И туры, и экскурсии - это способ соприкосновения с краем. Они должны формироваться вокруг понимания, что такое Средний Урал, чем он может быть интересен для путешественника, а такого - нет.
Никогда не поздно возвращаться к истокам вопроса. Вопрос формирования имиджа, бренда территории у нас так и не решен. Этот вопрос, важный с маркетинговой стороны, не укладывается в кластерное представление о туризме, которое реализуется. Нужно начинать не с кластеров, не с туристических маршрутов, а с самоидентификации региона. Именно эту тему поднимают в своих публикациях и комментариах представители местного туристического сообщества.
Не буду полностью цитировать все комментарии и мнения, приведу только один комментарий, на который стоит обратить внимание? Он формирует точки интереса, которые могут возникнуть не только у путешественников из Свердловской области, а у россиян и иностранцев. Мной несколько поправлена орфография:
"Для начала я назову эти бренды :
Бажовские места
Демидовы
Татищев
Гибель Романовых
Граница Европа-Азия
Советский Урал
Их этих брендов возникают маршруты:
Тур Русская Голгофа
Путь Ермака
Великий Чайный путь (узловая точка Ирбит . как путь по пути продажи Чая из Цейлона и Китая в Россию)
"Европа без визы " (населенные пункты с заграничными названиями, например, Париж , Берлин , Лейпциг, Варна в Челябинской области)
Сандонато- Свердловская область
Отдельное место занимает тема так называемого "Красного туризма". Об этом много говорят, Туканова (Директор "Центра развития туризма Свердловской области - А.А.) раскричалась что у нас есть маршруты для "Красного турима". Что она предложила жителям Поднебесной (Китая, стране-партнеру выставки Иннопром-2015 года (http://gubernator96.ru/article/show/id/161)- А.А.) места, связанные с именем Первого Президента Тайваня Дзянь Дзиньго. Но Тайвань для них это болезненная тема."
Думаю, что список, приведенный в его публикации неполный и требует уточнения. Например, в нем не отразились природные достопримечательности. Конечно, река Чусовая, с комплексом природных, исторических памятников и традиций достойна включения в этот список. Не стоит забывать, что именно в Свердловской области имеются так называемые аномальные зоны, которые также становятся точкой притяжения туристов. Список и названия брендов нужно дорабатывать, как и более четко формировать круг достопримечательностей региона, который ими будет презентован. Именно на основе такого пошагового маркетингового осознания презентабельных сторон Среднего Урала и стоит выстраивать туристическое развитие региона. В такое видение будут укладываться и "Свердловск - жемчужина конструктивизма", и "Урал - опорный край державы", и "Духовная столица Урала", и "Российская Голгофа"...
Не будут тогда забыты роль и место Свердловской области в индустриализации, в политических репрессиях, в создании легендарных советских героев... Красный туризм станет ярким дополнением к традиционным турам и экскурсиям.
Уверен, что профессиональное сообщество, даже невзирая на отсутствие у нынешней власти и туристических функционеров внимания к проблеме, поддержит обсуждение. Важно, как мы позиционируем свой родной край! Нам важно, чем мы отличаемся от тысяч туристических предложений других регионов...
Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Ошибка, на мой взгляд, состоит не только в отсутствии конкретных знаний в краеведении, но и в основах маркетологии. Без позиционирования региона, без ярких , узнаваемых туристических особенностей туризму в конкурентной среде российских регионов не выжить! И сколько бы нас не зазывали на Рождественскую ярмарку в Верхотурье (Верхотурье. Рождественская ярмарка. Где деньги, Зин?), сколько бы нам не рассказывали об Ирбите и Алапаевске, согласитесь, что есть множество субъектов, где и ярмарки с более весомой историей, и Петр Ильич Чайковский жил более продолжительное время, и деревянное зодчество производит большее впечатление... Даже "Духовная столица Урала", которая как жемчужина скрылась в 300 километрах от Екатеринбурга, меркнет в сравнении с Тобольским кремлем или Далматовским монастырем, которые более доступны...
Туристов на Средний Урал должна зазывать не обертка стандартных эскурсионных программ и туров. И туры, и экскурсии - это способ соприкосновения с краем. Они должны формироваться вокруг понимания, что такое Средний Урал, чем он может быть интересен для путешественника, а такого - нет.
Никогда не поздно возвращаться к истокам вопроса. Вопрос формирования имиджа, бренда территории у нас так и не решен. Этот вопрос, важный с маркетинговой стороны, не укладывается в кластерное представление о туризме, которое реализуется. Нужно начинать не с кластеров, не с туристических маршрутов, а с самоидентификации региона. Именно эту тему поднимают в своих публикациях и комментариах представители местного туристического сообщества.
Не буду полностью цитировать все комментарии и мнения, приведу только один комментарий, на который стоит обратить внимание? Он формирует точки интереса, которые могут возникнуть не только у путешественников из Свердловской области, а у россиян и иностранцев. Мной несколько поправлена орфография:
"Для начала я назову эти бренды :
Бажовские места
Демидовы
Татищев
Гибель Романовых
Граница Европа-Азия
Советский Урал
Их этих брендов возникают маршруты:
Тур Русская Голгофа
Путь Ермака
Великий Чайный путь (узловая точка Ирбит . как путь по пути продажи Чая из Цейлона и Китая в Россию)
"Европа без визы " (населенные пункты с заграничными названиями, например, Париж , Берлин , Лейпциг, Варна в Челябинской области)
Сандонато- Свердловская область
Отдельное место занимает тема так называемого "Красного туризма". Об этом много говорят, Туканова (Директор "Центра развития туризма Свердловской области - А.А.) раскричалась что у нас есть маршруты для "Красного турима". Что она предложила жителям Поднебесной (Китая, стране-партнеру выставки Иннопром-2015 года (http://gubernator96.ru/article/show/id/161)- А.А.) места, связанные с именем Первого Президента Тайваня Дзянь Дзиньго. Но Тайвань для них это болезненная тема."
Думаю, что список, приведенный в его публикации неполный и требует уточнения. Например, в нем не отразились природные достопримечательности. Конечно, река Чусовая, с комплексом природных, исторических памятников и традиций достойна включения в этот список. Не стоит забывать, что именно в Свердловской области имеются так называемые аномальные зоны, которые также становятся точкой притяжения туристов. Список и названия брендов нужно дорабатывать, как и более четко формировать круг достопримечательностей региона, который ими будет презентован. Именно на основе такого пошагового маркетингового осознания презентабельных сторон Среднего Урала и стоит выстраивать туристическое развитие региона. В такое видение будут укладываться и "Свердловск - жемчужина конструктивизма", и "Урал - опорный край державы", и "Духовная столица Урала", и "Российская Голгофа"...
Не будут тогда забыты роль и место Свердловской области в индустриализации, в политических репрессиях, в создании легендарных советских героев... Красный туризм станет ярким дополнением к традиционным турам и экскурсиям.
Уверен, что профессиональное сообщество, даже невзирая на отсутствие у нынешней власти и туристических функционеров внимания к проблеме, поддержит обсуждение. Важно, как мы позиционируем свой родной край! Нам важно, чем мы отличаемся от тысяч туристических предложений других регионов...
Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Верхнепышминский Техуниверситет анонсировал новую образовательную прогармму
Пятница, 17 мая, 11.55
Екатеринбургские власти реорганизуют часть МУПов
Пятница, 17 мая, 11.34
На Уралмаше избили лежащего на асфальте мужчину
Пятница, 17 мая, 10.54