«Аэлита», кто же ты?
23.09.2019
С 19 по 22 сентября в Екатеринбурге прошел самый уникальный фестиваль, и единственный в своем роде в России - Международный фестиваль фантастики «Аэлита».
В этом году одну из главных премий фестиваля получил известный писатель и ученый, член Интернационального Союза писателей Лев Лапкин, известный под псевдонимом - Саша Кругосветов. Мы поговорили со Львом о фестивале, о писательском мастерстве и о том, что же такое фантастика в литературе.
- Как бы банально это не звучало, но что для Вас значит «Аэлита»?
- «Аэлита» - прежде всего, для меня девушка с Марса. В моей книге Прогулки по Луне, как и а Гиперболоиде, есть сыщик Шельга, который волею случая улетает, но не на Марс, а на Луну. На Луне главный герой (Ветров) встречает свою любовь, похожую на «Аэлиту». В конце романа, вернувшись на Землю, Ветров ловит радиосигналы с Луны: «Юрий, я жду тебя». Это похоже на последние сцены из Аэлиты. Но если Вы имеете в виду конвент, это самый старый и самый уважаемый фантастический конвент, и побывать на нем, для меня большая честь.
- На пресс-конференции Вы говорили, что литература существует для человека, что в фантастике, да и литературе в целом, должен быть нерв. Что конкретно Вы подразумеваете под этим определением: проблематика, метрика, накал страстей, бытовая линейность, характеризующая особенности жизни, просто что-то увлекательное и невероятное?
- Литература - это отражение нашей жизни. Она касается всех ее сфер. Это может затрагивать и чувства, и разум, и все сразу. Но она достать до сердца или до разума, она должна вызвать интерес. А еще лучше - переживания. Она должна трогать. А если она оставляет равнодушной, значит чуда не произошло. Когда происходит чудо? Формулу не построить. Это мистика таланта. Поэтому мы и говорим, что литература - это не наука, а искусство. Литератор должен быть магом и волшебником. С одной стороны, этому не научишь. Но учить надо все равно.
- Ваши романы, поговорим о них. Вы - известный человек, писатель. Когда Вы пишите, то как Вы это делаете? Есть писатели, которые, например, чтобы написать хорошую литературу, уезжают из дому, или создают себе ещё какие-то условия, а Вы? Есть у Вас предпочтения в плане «настроя на работу»?
- Я работаю всегда и везде. Независимо от того, дома я или в отъезде. Я люблю своих героев и то, что с ними случается. И поэтому постоянно думаю о них, живу их судьбой. Писать или печатать - это малая по времени часть работы. Основная - это работа сознания и работа бессознательной части разума. Когда все состыковалось, написать уже несложно. Еще длительной частью работы является техническое доведение текста до уровня, необходимого для представления работы в издательство.
- Что Вы, как писатель, видите основным для себя в своих романах, особенно в романе «Вечный эскорт»? Для до Вас главное в нем? Что близкое? Что созвучно Вам?
- Роман для меня - это в первую очередь какая-то проблема, человеческий характер, конфликт, который можно посчитать типичным для какого-то времени и каких-то обстоятельств. Мне хотелось бы называть базовый конфликт той или иной книги. Это должен увидеть и почувствовать читатель. Автор в тексте книги не должен этого формулировать напрямую. В Вечном эскорте главные героини - девушки эскорта, их судьба. Там есть роман в романе - о судьбе Викторин Мёран, натурщицы Мане. Главная героиня - не совсем эскортница, она напоминает Голайтли из Завтрака у Тиффани, но это современная героиня. Пожалуй, сказать больше - значит, быть спойлером.
- Снова довольно простой, где-то банальный вопрос, как молодому автору, особенно романисту, уж тем более фантасту, ваять себя? Кто-то считает, что писать фантастическую литературу довольно просто, ведь по большей части это фантазия. А как считаете Вы?
- Советы: учиться, работать, быть собой, не бояться неудач. Но становиться литератором может лишь тот, кто видит в этом смысл своей жизни. Можешь не писать - не пиши! Вообще, я счастлив, что побывал вновь на фестивале!
В этом году одну из главных премий фестиваля получил известный писатель и ученый, член Интернационального Союза писателей Лев Лапкин, известный под псевдонимом - Саша Кругосветов. Мы поговорили со Львом о фестивале, о писательском мастерстве и о том, что же такое фантастика в литературе.
- Как бы банально это не звучало, но что для Вас значит «Аэлита»?
- «Аэлита» - прежде всего, для меня девушка с Марса. В моей книге Прогулки по Луне, как и а Гиперболоиде, есть сыщик Шельга, который волею случая улетает, но не на Марс, а на Луну. На Луне главный герой (Ветров) встречает свою любовь, похожую на «Аэлиту». В конце романа, вернувшись на Землю, Ветров ловит радиосигналы с Луны: «Юрий, я жду тебя». Это похоже на последние сцены из Аэлиты. Но если Вы имеете в виду конвент, это самый старый и самый уважаемый фантастический конвент, и побывать на нем, для меня большая честь.
- На пресс-конференции Вы говорили, что литература существует для человека, что в фантастике, да и литературе в целом, должен быть нерв. Что конкретно Вы подразумеваете под этим определением: проблематика, метрика, накал страстей, бытовая линейность, характеризующая особенности жизни, просто что-то увлекательное и невероятное?
- Литература - это отражение нашей жизни. Она касается всех ее сфер. Это может затрагивать и чувства, и разум, и все сразу. Но она достать до сердца или до разума, она должна вызвать интерес. А еще лучше - переживания. Она должна трогать. А если она оставляет равнодушной, значит чуда не произошло. Когда происходит чудо? Формулу не построить. Это мистика таланта. Поэтому мы и говорим, что литература - это не наука, а искусство. Литератор должен быть магом и волшебником. С одной стороны, этому не научишь. Но учить надо все равно.
- Ваши романы, поговорим о них. Вы - известный человек, писатель. Когда Вы пишите, то как Вы это делаете? Есть писатели, которые, например, чтобы написать хорошую литературу, уезжают из дому, или создают себе ещё какие-то условия, а Вы? Есть у Вас предпочтения в плане «настроя на работу»?
- Я работаю всегда и везде. Независимо от того, дома я или в отъезде. Я люблю своих героев и то, что с ними случается. И поэтому постоянно думаю о них, живу их судьбой. Писать или печатать - это малая по времени часть работы. Основная - это работа сознания и работа бессознательной части разума. Когда все состыковалось, написать уже несложно. Еще длительной частью работы является техническое доведение текста до уровня, необходимого для представления работы в издательство.
- Что Вы, как писатель, видите основным для себя в своих романах, особенно в романе «Вечный эскорт»? Для до Вас главное в нем? Что близкое? Что созвучно Вам?
- Роман для меня - это в первую очередь какая-то проблема, человеческий характер, конфликт, который можно посчитать типичным для какого-то времени и каких-то обстоятельств. Мне хотелось бы называть базовый конфликт той или иной книги. Это должен увидеть и почувствовать читатель. Автор в тексте книги не должен этого формулировать напрямую. В Вечном эскорте главные героини - девушки эскорта, их судьба. Там есть роман в романе - о судьбе Викторин Мёран, натурщицы Мане. Главная героиня - не совсем эскортница, она напоминает Голайтли из Завтрака у Тиффани, но это современная героиня. Пожалуй, сказать больше - значит, быть спойлером.
- Снова довольно простой, где-то банальный вопрос, как молодому автору, особенно романисту, уж тем более фантасту, ваять себя? Кто-то считает, что писать фантастическую литературу довольно просто, ведь по большей части это фантазия. А как считаете Вы?
- Советы: учиться, работать, быть собой, не бояться неудач. Но становиться литератором может лишь тот, кто видит в этом смысл своей жизни. Можешь не писать - не пиши! Вообще, я счастлив, что побывал вновь на фестивале!
Ксения Альпинская © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
На Уралмаше раньше запланированного открылись дверь тёплой остановки
Вторник, 5 ноября, 20.21
По двум пешеходам проехался автомобиль в центре Екатеринбурга
Вторник, 5 ноября, 19.33
Администрация Верх-Исетского района Екатеринбурга не помогла волонтёрам с шинами
Вторник, 5 ноября, 19.05