Свердловские школьники будут готовиться к взрослой жизни по «Единой промышленной карте»
13.07.2015
В Свердловской области стартовал большой образовательный проект «Единая промышленная карта», суть которого – ранняя профессиональная адаптация школьников с 1-го по 11-й класс. С сентября 2015 года к образовательной программе присоединятся уже 20 000 детей. Проект активно поддерживает администрация губернатора Свердловской области и партия «Единая Россия». О перспективах новой программы и о значении проекта «Единая промышленная карта» в рамках губернаторской программы «Уральская инженерная школа» мы разговариваем с автором проекта, директором Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» Вероникой Пиджаковой.
– О важности профессиональной адаптации школьников говорится уже не первый год, более того, в ряде школ дети и так ездят на промышленные предприятия. В чем новизна программы «Единая промышленная карта»?
– Суть в том, что мы совместно с передовыми педагогами Всероссийского педагогического собрания разработали большой методический комплекс таких экскурсий. То есть «Единая промышленная карта» – это не разовые, оторванные друг от друга выезды, это программа, которая позволяет ребенку сложить целостное представление о промышленности, географии, потенциале региона. А самое главное, мы формируем у детей интерес к процессу производства, к технологической цепочке. Если в начальной школе ребята посещают понятные для себя и интересные производства – Хладокомбинат, где дети смотрят, как производят мороженое, фабрику игрушек или Сысертский завод художественного фарфора, где ребята сами принимают участие в производстве посуды или кукол, то к старшим классам школьники посещают СУАЛ-Холдинг, ЗАО «Русский хром», ОАО «Уралэлектромедь», где интерес к самой технологической цепочке уже стоит выше интереса к готовому продукту. Кроме того, все участники программы получают единую рабочую тетрадь, где ребенок отмечает все предприятия, которые он посетил, описывает технологические циклы, территорию, где расположен завод, перечисляет необходимые на данном производстве специальности, ведет дневник проекта. Причем мы стараемся для каждой школы, в зависимости от того, на какой территории Свердловской области она находится, сложить программу так, чтобы ребенок и посетил предприятия своего муниципалитета и выехал на отдаленные производства. 33 экскурсии в период обучения позволяют сложить целостную картину о географии и промышленном потенциале области.
Более того, разработанная методическая программа включает и проведение классных часов по итогам посещения предприятий, и интерактивные экономические игры в автобусе по пути на экскурсию, и даже олимпиады по итогам года.
– А какие школы уже участвуют в проекте и за счет каких средств? Прием других школ закрыт?
– На сегодня в проекте в пилотном режиме уже участвуют 30 образовательных организаций Свердловской области. Это школы Екатеринбурга, Сысерти, Серова, Пышмы, Березовского, Асбеста и многих других территорий. «Пилот» подразумевает, что первоклассники этих школ вошли в полный цикл программы на все 11 лет обучения. Естественно, другие классы также участвуют в выездах, но уже с того класса, в котором застали проект. А для старшеклассников мы стараемся сложить экскурсионную программу таким образом, чтобы за один выезд ребята смогли увидеть хотя бы два производства.
Финансирование проекта осуществляется за счет активного участия родителей. То есть директор школы инициирует родительское собрание, на котором принимается решение о том, что школа берет курс на раннюю профессиональную ориентацию детей. Мы определяем круг предприятий для посещения и формируем годовую программу выездов и внеурочных занятий для каждого класса. Каждый родитель оплачивает выезд своего ребенка, а детей из социально незащищенных семей мы берем на экскурсии бесплатно при предъявлении справки из соцзащиты. Стоимость одной экскурсии колеблется от 300 до 1200 рублей, в зависимости от удаленности предприятия и необходимости организации питания. Причем если говорить об экономике, то на самом деле экскурсии в рамках проекта «Единая промышленная карта», даже с учетом покупки рабочей тетради и включения интерактивных игр в программу поездки, получаются для родителей дешевле, чем отдельная разовая экскурсия. Это связано с тем, что в рамках нашего проекта мы отправляем ежедневно 4 автобуса, то есть 1000 автобусов в год, – в итоге цена каждого трансфера ниже рыночной из-за большого опта.
Что касается возможности подключения к проекту для школ, которые пока не вошли в пилотный проект, то это, конечно, возможно. Причем присоединиться к проекту может как вся школа, так и какой-то отдельный класс. На сайте «Единой промышленной карты» www.school-epk.ru есть раздел «Заказ разовой экскурсии» – можно заполнить анкету и подобрать интересную поездку. А если школа хочет войти в проект в полном объеме, то нужно заполнить форму «Анкета для школ», и сотрудники центра предложат график для всех параллелей на учебный год 2015-2016.
– Если проект уже функционирует без участия бюджетных денег, заявки от школ идут, то зачем нужно участие партии «Единая Россия» и администрации губернатора?
– Самое трудное – это попасть на предприятие. Особенно детям. И одним нам, конечно, эту задачу не решить. Когда мы только начинали работать с предприятиями, я звонила на завод и говорила: «У нас программа профориентации для школьников, мы хотим организовать к вам на предприятие экскурсии школьников». И получала ответ: «О! Дети – это чудесно! Профессиональная ориентация – это важно! Конечно, приезжайте! Но не более чем два раза в год». А у нас детей в проекте 20 000. И два раза в год для нас – это просто нисколько. Только когда к проекту подключилась «Единая Россия» и администрация губернатора, когда лично министр промышленности и министр агропромышленного комплекса и продовольствия обратились к своей отрасли, предприятия стали выходить на диалог. Как итог – за месяц мы сформировали пул из сотни предприятий, каждое из которых готово принимать детские группы раз в неделю.
Поэтому сотрудничество с партией «Единая Россия» и администрацией губернатора в этом случае сложно переоценить. Именно благодаря органам власти получился этот социально ориентированный проект, где задействованы и общество, и власть, и бизнес.
– О важности профессиональной адаптации школьников говорится уже не первый год, более того, в ряде школ дети и так ездят на промышленные предприятия. В чем новизна программы «Единая промышленная карта»?
– Суть в том, что мы совместно с передовыми педагогами Всероссийского педагогического собрания разработали большой методический комплекс таких экскурсий. То есть «Единая промышленная карта» – это не разовые, оторванные друг от друга выезды, это программа, которая позволяет ребенку сложить целостное представление о промышленности, географии, потенциале региона. А самое главное, мы формируем у детей интерес к процессу производства, к технологической цепочке. Если в начальной школе ребята посещают понятные для себя и интересные производства – Хладокомбинат, где дети смотрят, как производят мороженое, фабрику игрушек или Сысертский завод художественного фарфора, где ребята сами принимают участие в производстве посуды или кукол, то к старшим классам школьники посещают СУАЛ-Холдинг, ЗАО «Русский хром», ОАО «Уралэлектромедь», где интерес к самой технологической цепочке уже стоит выше интереса к готовому продукту. Кроме того, все участники программы получают единую рабочую тетрадь, где ребенок отмечает все предприятия, которые он посетил, описывает технологические циклы, территорию, где расположен завод, перечисляет необходимые на данном производстве специальности, ведет дневник проекта. Причем мы стараемся для каждой школы, в зависимости от того, на какой территории Свердловской области она находится, сложить программу так, чтобы ребенок и посетил предприятия своего муниципалитета и выехал на отдаленные производства. 33 экскурсии в период обучения позволяют сложить целостную картину о географии и промышленном потенциале области.
Более того, разработанная методическая программа включает и проведение классных часов по итогам посещения предприятий, и интерактивные экономические игры в автобусе по пути на экскурсию, и даже олимпиады по итогам года.
– А какие школы уже участвуют в проекте и за счет каких средств? Прием других школ закрыт?
– На сегодня в проекте в пилотном режиме уже участвуют 30 образовательных организаций Свердловской области. Это школы Екатеринбурга, Сысерти, Серова, Пышмы, Березовского, Асбеста и многих других территорий. «Пилот» подразумевает, что первоклассники этих школ вошли в полный цикл программы на все 11 лет обучения. Естественно, другие классы также участвуют в выездах, но уже с того класса, в котором застали проект. А для старшеклассников мы стараемся сложить экскурсионную программу таким образом, чтобы за один выезд ребята смогли увидеть хотя бы два производства.
Финансирование проекта осуществляется за счет активного участия родителей. То есть директор школы инициирует родительское собрание, на котором принимается решение о том, что школа берет курс на раннюю профессиональную ориентацию детей. Мы определяем круг предприятий для посещения и формируем годовую программу выездов и внеурочных занятий для каждого класса. Каждый родитель оплачивает выезд своего ребенка, а детей из социально незащищенных семей мы берем на экскурсии бесплатно при предъявлении справки из соцзащиты. Стоимость одной экскурсии колеблется от 300 до 1200 рублей, в зависимости от удаленности предприятия и необходимости организации питания. Причем если говорить об экономике, то на самом деле экскурсии в рамках проекта «Единая промышленная карта», даже с учетом покупки рабочей тетради и включения интерактивных игр в программу поездки, получаются для родителей дешевле, чем отдельная разовая экскурсия. Это связано с тем, что в рамках нашего проекта мы отправляем ежедневно 4 автобуса, то есть 1000 автобусов в год, – в итоге цена каждого трансфера ниже рыночной из-за большого опта.
Что касается возможности подключения к проекту для школ, которые пока не вошли в пилотный проект, то это, конечно, возможно. Причем присоединиться к проекту может как вся школа, так и какой-то отдельный класс. На сайте «Единой промышленной карты» www.school-epk.ru есть раздел «Заказ разовой экскурсии» – можно заполнить анкету и подобрать интересную поездку. А если школа хочет войти в проект в полном объеме, то нужно заполнить форму «Анкета для школ», и сотрудники центра предложат график для всех параллелей на учебный год 2015-2016.
– Если проект уже функционирует без участия бюджетных денег, заявки от школ идут, то зачем нужно участие партии «Единая Россия» и администрации губернатора?
– Самое трудное – это попасть на предприятие. Особенно детям. И одним нам, конечно, эту задачу не решить. Когда мы только начинали работать с предприятиями, я звонила на завод и говорила: «У нас программа профориентации для школьников, мы хотим организовать к вам на предприятие экскурсии школьников». И получала ответ: «О! Дети – это чудесно! Профессиональная ориентация – это важно! Конечно, приезжайте! Но не более чем два раза в год». А у нас детей в проекте 20 000. И два раза в год для нас – это просто нисколько. Только когда к проекту подключилась «Единая Россия» и администрация губернатора, когда лично министр промышленности и министр агропромышленного комплекса и продовольствия обратились к своей отрасли, предприятия стали выходить на диалог. Как итог – за месяц мы сформировали пул из сотни предприятий, каждое из которых готово принимать детские группы раз в неделю.
Поэтому сотрудничество с партией «Единая Россия» и администрацией губернатора в этом случае сложно переоценить. Именно благодаря органам власти получился этот социально ориентированный проект, где задействованы и общество, и власть, и бизнес.
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
На год закроют движение по улице Авангардной в Екатеринбурге
Пятница, 29 ноября, 14.28
В Каменске-Уральском открылся центр поддержки малого и среднего бизнеса
Пятница, 29 ноября, 14.22
Учёные УрФУ разработали технологию производства огнеупорного цемента
Пятница, 29 ноября, 13.17