Возрастное ограничение 18+

Николай Смирнов: «Не надо приходить в ЖКХ, если не можете работать»

Исполняющий обязанности министра энергетики и ЖКХ Свердловской области – о борьбе с нерадивыми управляющими жилфондом

18.10 Понедельник, 24 октября 2011
Фото: www.gobogdanovich.ru

Закончилась горячая страда подготовки к отопительному сезону 2011–2012 гг. Чего ждать от грядущей зимы свердловчанам, порядком измученным «коммунальным террором» прошлого года? Что будет с нестабильным рынком жилищного обслуживания после введения специальных счетов? И какие перспективы у свердловских бизнесменов, накапливающих свой капитал на нелегком поприще ЖКХ? Об этом более подробно в эксклюзивном интервью «МК-Урал» с исполняющим обязанности министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николаем Смирновым.

– Николай Борисович, как Вы можете оценить подготовку муниципалитетов к отопительному сезону 2011–2012 годов? Удалось ли избежать тех проблем, которые возникли в прошлом году?

– Этот год выделяется из всех предыдущих, прежде всего, по объему выполненных работ и по суммам, затраченным на подготовительные работы. Если в прошлом году было истрачено около 5 миллиардов рублей, то в этом году – почти 6 миллиардов рублей. Протяженность отремонтированных тепловых и водопроводных сетей составляет суммарно 400 километров, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Эти объемы впечатляют, и они позволят в конечном итоге провести отопительный период достаточно безболезненно.

Но вместе с тем нужно отметить, что уровень изношенности сетей в регионе по-прежнему остается высоким – порядка 58 процентов. Наша задача – переломить эту тенденцию в течение ближайших двух-трех лет.

– Известно, что не все муниципалитеты провели подготовку к отопительному сезону достаточно хорошо. Могли бы Вы назвать, кто именно в этом смысле отличился и по каким причинам?

– Прежде чем назвать муниципалитеты, необходимо выделить два основных фактора – это техническая готовность и финансовая. С точки зрения недостаточной технической готовности я бы выделил Белоярский городской округ, где глава не смог надлежащим образом организовать подготовку.

Кроме того, из-за недостаточной подготовки сетей СТК проблемы с началом подачи тепла возникли в Первоуральске. И это было связано как с заменой сетей, так и с проведением шайбирования жилых домов.

Из-за высокого износа сетей было затянуто вхождение в отопительный сезон и в Екатеринбурге. Обусловлено оно было, прежде всего, необходимостью выполнения достаточно большого объема работ – за три месяца в городе было заменено порядка 16 километров сетевых коммуникаций, что в 2 раза больше, чем в прошлом году.

– Роль управляющих компаний в подготовке к отопительному сезону. Справедливо ли мнение, что долги УК являются одной из основных причин проблем подготовки к отопительному сезону?

– Это не совсем так. Здесь уместнее было бы говорить о долгах не управляющих компаний, а о долгах самих жителей. Такая проблема действительно существует, ведь чаще всего на проведение своевременного и качественного ремонта не хватает именно тех денег, которые ресурсоснабжающие организации недополучают от нас, потребителей.

Яркой иллюстрацией тому является, например, тот факт, что долги жителей Екатеринбурга перед управляющими компаниями на сегодняшний день существенно больше, чем задолженность обслуживающих нас организаций перед поставщиками коммунальных услуг, и те средства, которые могли быть направлены на ремонты подъездов, на благоустройство территорий и пр., управляющие компании вынуждены перенаправлять на оплату коммунальных услуг.

Вместе с тем нельзя не отметить и то, что существуют у нас и отдельные недобросовестные управляющие компании, регулярно накапливающие свои собственные долги. Они, как правило, собирают деньги с населения и, не проводя пропорционального расщепления, большую часть средств оставляют себе. Такие примеры есть как в Екатеринбурге, так и в других городах. Особенно славятся такими управкомпаниями Артемовский, Талица.

– Еще одной проблемой, связанной с управляющими компаниями, являются двойные квитанции. Почему же все-таки население продолжает получать несколько квитанций? С чем это больше связано: с недобросовестностью управкомпаний или же невнимательностью жильцов?

– Надо сказать, что эта проблема уже не стоит так остро, как, например, в начале года. В настоящее время эту тенденцию удалось переломить как с помощью правоохранительных органов, так и благодаря работе специалистов нашего министерства.

Здесь два фактора. С одной стороны, собственники жилых помещений, согласно Жилищному кодексу, имеют право выбора той или иной УК. Очень часто, голосуя за две управляющие компании одновременно, жители сами создают ситуацию, когда выставление двойных квитанций, можно так сказать, «законно» и обоснованно.

В то же время есть и другие факты, доказанные правоохранительными органами, когда отдельные управляющие компании умышленно фальсифицировали подписи жильцов, дабы «зайти» на жилые дома. Такие случаи единичны, и были они выявлены в Екатеринбурге, Первоуральске и ряде других муниципалитетов.

– Если говорить про частные случаи фактов нарушения УК, то сейчас на слуху непростая ситуация в Первоуральске. В частности, некоторые компании, такие как «Уралагрострой», «СТЭК», для того чтобы избежать выплаты накопленных долгов, периодически банкротятся.

–Да, действительно, есть такие факты, и это уже, к сожалению, становится тенденцией. Управляющие компании, накопив долги, банкротятся, а на их места приходят другие УК с теми же самыми учредителями и даже иногда с теми же самыми директорами. В этом случае мы ведем разъяснительную работу, показываем, к каким последствиям привела деятельность компании, что и кто за этим стоит.

– Многие руководители управляющих компаний сетуют на то, что стремление властей обвинить их во всех существующих проблемах ЖКХ зачастую необоснованно. Некоторые высказывают мнение, что власть специально «спускает всех собак» на УК, делая их крайними, чтобы скрыть свое бездействие в решении серьезных проблем. Так как все-таки, на Ваш взгляд, можно оценить работу управкомпаний в современных условиях сферы коммунального хозяйства?

– Можно так сказать: если организация не может и не хочет работать в тех условиях и по тем законам, которые существуют, не надо приходить на этот рынок. Если компания пришла, зная действующее законодательство, зная о том, что имеются ограничения роста тарифов и платежей от населения, она должна оценивать свои силы реально и работать достойно и добросовестно.

Более того, когда организация берется управлять двумя-тремя домами, мы прекрасно понимаем, что оборот средств, который будет в ее распоряжении, не позволит организации работать безубыточно. На сегодняшний день средняя точка безубыточности для управляющих компаний, по моим расчетам, составляет порядка 400 тысяч квадратных метров. При таком объеме жилфонда УК будет работать достаточно эффективно, сможет, имея для этого достаточный оборот средств, оперативно решать текущие проблемы.

Но с другой стороны, мы часто видим, что даже тот объем средств, который управляющая компания собрала, не используется эффективно. Не редки случаи, когда приоритет отдается собственной зарплате.

– А какие меры принимает государство для пресечения таких нарушений со стороны УК?

– В регионе реализуется два основных направления развития рынка жилищного обслуживания. Первое, это укрупнение управляющих компаний, чтобы они вышли за порог убыточности. И второе, самое главное: в соответствии с Жилищным кодексом к 1 января 2013 года на рынке УК смогут работать только те компании, которые стали членами союзов саморегулируемых организаций (СРО). Эти объединения предусматривают коллективную ответственность за деятельность УК. В этой связи не трудно предположить, что в союзы саморегулируемых организаций будут приниматься исключительно те компании, которые имеют положительную репутацию и могут работать достаточно эффективно.

В настоящее время в нашем регионе действуют два СРО, и уже есть случаи исключения из организации компаний, недобросовестно выполняющих свою работу.

– Могли бы Вы описать основные механизмы процесса укрупнения? Ведь, например, если в Екатеринбурге такая тенденция уже наблюдается, то в областных городах маленькие управляющие компании не собираются сдавать своих позиций.

– Со стороны областного правительства будет вестись разъяснительная работа среди населения. Мы должны донести до собственников жилья основные преимущества обслуживания, осуществляемого крупными УК.

Кроме того, у нас создана областная управляющая жилищная компания, которая начала свою работу и продолжит ее в тех городах, где отсутствует экономический стимул для прихода коммерческих компаний. С нашей точки зрения, приход на рынок крупного игрока, работающего по понятным для всех правилам, заставит и другие управкомпании более добросовестно выполнять свои обязанности, ведь работа сильного конкурента стимулирует работу других.

Также необходимо учитывать, что в рамках реализации 195-го ФЗ, согласно которому на капитальный ремонт многоквартирных домов выделяются бюджетные деньги, в первую очередь будут учитываться те дома, которые находятся под управлением добросовестных управкомпаний. Давать бюджетные деньги компаниям, замеченным в нарушении законодательства, мы не будем.

– Какие основные причины создания достаточно мощной структуры МУП «Облкоммунэнерго» и его структуры «РИЦ»? Есть ли у областного правительства расчет на то, что данное предприятие станет негласным монополистом на областном рынке обслуживания жилфонда?

– Это будет крупный игрок на рынке. Но у нас нет задачи уничтожить или «выдавить» все остальные компании. Наша задача, чтобы на рынке остались только те УК, которые могут качественно оказывать услуги населению. Мы создаем новый, современный рынок, привлекаем дополнительные инвестиции, чтобы не перекладывать все затраты на население.

Отмечу, рынок жилищных услуг – это самый молодой рынок в России: ему всего 5 лет. Естественно, все процессы, происходящие на нем, урегулированы еще не в полной мере. В настоящее время активно меняется законодательство, что, на наш взгляд, позволит в течение двух-трех лет этому рынку выйти на цивилизованный уровень.

– В этом году федеральным законодательством созданы спецсчета для всех предприятий, принимающих платежи у населения, в том числе и предприятий сферы ЖКХ. Сейчас существует мнение, что создание данных счетов может самым негативным образом отразиться на рынке управкомпаний. И связано это с опасениями, что спецсчета будут иметь возможность безакцептного списания средств. А это значит, поставщики ТЭР смогут снимать оплату в 100-процентном объеме. Однако известно, ни одна из УК не получает оплату коммунальных услуг у населения в стопроцентном объеме.

– Да, такие опасения были. Вместе с тем специалисты дают четкие разъяснения: специальные банковские счета должны открыть как поставщики ресурсов, так и все управляющие и коммунальные компании. Это необходимо для того, чтобы можно было осуществлять контроль управления наличными финансовыми средствами.

Что касается безакцептного списания, то оно будет происходить только в четко ограниченных случаях, которые существовали и до введения спецсчета, – например, решение суда. Списание должно быть пропорционально: если жители дома заплатили 80 процентов, значит, каждая из сторон должна получить 80 процентов, а не так, что кто-то из игроков получит 100 процентов, а другие по 20–30.

С одной стороны, это будет стимулировать управляющие компании и расчетные центры вести эффективную работу с населением по сбору платежей. С другой – заставит ресурсоснабжающие и обслуживающие организации оказывать услуги надлежащего качества.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Ксения Постовалова © Вечерние ведомости


Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK