Юрий Пономарев: наша задача – жестко принудить к исполнению законов тех, кто не считает нужным ограничивать себя правовыми рамками
Замгенпрокурора России озвучил некоторые результаты антикоррупционной кампании
29.11.2012
На Урале проводится эксперимент по совершенствованию системы противодействия коррупции, в рамках которого удалось повысить показатели антикоррупционной деятельности. Однако, к сожалению, многие противоправные деяния так и остаются безнаказанными. Как и почему это происходит и какие механизмы борьбы с коррупцией применяются надзорными и правоохранительными органами, рассказал заместитель генерального прокурора РФ, государственный советник юстиции 1 класса Юрий Пономарев.
Корр.: – Юрий Александрович, какие меры предпринимаются для усиления борьбы с коррупцией в УрФО, какова роль в их реализации окружного управления Генеральной прокуратуры?
Юрий Пономарев: – Ну, для начала обозначу общее положение дел. Могу сказать, что мероприятия по повышению эффективности противодействия коррупции, принимаемые в округе на протяжении трех последних лет, не остались безрезультатными и позволили в значительной степени активизировать надзорную деятельность.
Управлением Генпрокуратуры в УрФО, прокурорами территорий и правоохранительными службами в соответствии с приказом генерального прокурора России реализуется эксперимент. Смысл которого, если оставить за рамками этой беседы многочисленные конкретные детали, заключается в усилении координирующей роли управления, особом перераспределении ведомственных полномочий, усилении значения окружных структур, а также в определении системы приоритетов и наиболее важных направлений работы.
В результате удалось значительно повысить степень и качество участия в проведении антикоррупционных мероприятий главка МВД по Уральскому федеральному округу, территориальных управлений полиции и региональных органов ФСБ. Управлением проведены проверки организации работы по противодействию коррупции в подразделениях правоохраны, органов исполнительной власти и местного самоуправления, основной целью которых являлся поиск нерешенных проблем, «узких мест» и используемых чиновниками лазеек. Кроме того, в ходе проверок управлением принимались системные меры для оказания практической и методической помощи прокурорам на местах, усиления эффективности межведомственного взаимодействия.
Если говорить о наиболее распространенных нарушениях, допускаемых чиновниками, то в ходе проведенных мероприятий были вскрыты многочисленные факты сокрытия должностными лицами сведений о доходах, о наличии ценных бумаг, банковских счетов, об участии в предпринимательской деятельности. Выявлены серьезные недостатки в организации работы ведомственных комиссий по урегулированию конфликта интересов. Обнаружены правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы, а также нарушения законодательства при размещении госзаказов и распоряжении казенным имуществом.
По результатам проверок возбужден ряд уголовных дел, в том числе о хищениях бюджетных средств. Аналогичные проверки соблюдения законодательства проведены, проводятся и будут проводиться всеми прокурорами субъектов УрФО.
Корр.: – Что конкретно предпринято в 2012 году? Есть ли позитивные изменения по сравнению с предыдущим годом?
Юрий Пономарев: – В феврале управлением Генпрокуратуры по УрФО был сформирован план антикоррупционных мероприятий. Документом были предусмотрены совместные с правоохранительными и контролирующими органами конкретные практические меры по выявлению и пресечению коррупционных фактов, в том числе наиболее опасных преступлений данной категории. В частности, тех, что совершены в составе организованных преступных групп и сообществ.
20 марта 2012 года мной проведено межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов с участием заместителя полпреда в федеральном округе, прокуроров и начальников окружных подразделений силовых структур. На нем выработан комплекс дополнительных мероприятий в сфере противодействия коррупции на 2012 год и определены органы, ответственные за их исполнение. Работа, надо признать, пошла активнее.
Управлением Генпрокуратуры проведены проверки в Тюменской, Курганской и Челябинской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе. В ходе надзорных мероприятий вскрыты серьезные нарушения антикоррупционного законодательства, по результатам внесены соответствующие акты реагирования. Ряд материалов направлен в следственные органы в порядке статьи 37 УПК РФ. На основании них, в частности, в апреле текущего года следователями УМВД по Тюменской области возбуждено уголовное дело по фактам хищения бюджетных денег в сумме более двух миллионов рублей при проведении капитального ремонта жилых домов в Тюмени. Всего же в текущем году прокурорами субъектов УрФО выявлено ни много ни мало – 6,2 тысячи нарушений антикоррупционного законодательства. И если говорить об эффективности проведенной работы, то это на 18% больше, чем за аналогичный период 2011 года. То есть, прокурорами дополнительно вскрыто 956 нарушений закона.
Следует отметить, что результативность надзора повысилась практически на всех территориях, входящих в округ. Возросло количество выявленных нарушений в Челябинской области. Там показатели прокурорской работы возросли более чем на 65%. В Свердловской и Курганской областях число вскрытых коррупционных фактов увеличилось на 28% и на 18,3% соответственно. В Ямало-Ненецком автономном округе рост вскрытых прокурорами нарушений антикоррупционного законодательства составил 10,4%.
В результате активизации надзорной деятельности повысилась и результативность актов прокурорского реагирования.
В 2012 году число протестов, принесенных по фактам нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, возросло на 23% и составило 1043. В суды направлено 153 заявления, что на 84,3% больше того же показателя 2011 года. По прокурорским материалам, направленным в следственные органы в порядке статьи 37 УПК РФ, возбуждено 59 уголовных дел, что на 43,9% больше, чем в прошлом году.
Значительный рост показателей достигнут в работе по привлечению должностных лиц к административной ответственности за правонарушения в сфере государственной и муниципальной службы. Так, в Курганской области их число возросло в девять с половиной раз, в Ямало-Ненецком автономном округе – в девять раз, в Свердловской области – практически в пять раз. В Челябинской области возбуждено 12 дел, для сравнения – в прошлом году такие дела не возбуждались вовсе.
Уголовно наказуемые факты коррупции также легли в статистику. В 2012 году в УрФО на 5,6% возросло общее число выявленных фактов взяточничества, являющихся наиболее опасными коррупционными преступлениями.
Сухие цифры, которые я озвучиваю, возможно, не вполне наглядно отражают весь объем проделанной работы, но необходимо понимать: за каждой из них – конкретный факт беззакония и конкретный нарушитель, понесший за это ответственность.
При этом учтите главное: коррупция – деятельность, тщательно скрываемая, латентная, как говорят юристы. Значительный массив коррупционных фактов в силу самой их природы остается вне поля зрения правоохранительных служб. И чем больше, образно говоря, их станет «явными» благодаря усилиям правоохранительных органов, тем меньше останется «тайных».
Корр.: – Приведите, пожалуйста, примеры «громких» уголовных дел.
Юрий Пономарев: – За примерами далеко ходить не надо. Глава администрации Озерского городского округа Челябинской области и два его заместителя изобличены в хищении 22,4 миллиона рублей. Для этого они, по данным следствия, заключили фиктивный договор на разработку схемы теплоснабжения с фирмой, созданной исключительно для обналичивания денег. Разработку и само задержание провели сотрудники челябинского УФСБ.
В Тюменской области по уголовному делу за хищение 6,8 миллиона рублей из бюджета осуждены директор Центра зимних видов спорта Маслов и замдиректора департамента по спорту и молодежной политике Майсаков.
В злоупотреблениях полномочиями и причинении ущерба на сумму более 71 миллиона рублей изобличен один из заместителей губернатора Курганской области. Кроме того, за превышение должностных полномочий по использованию рыбопромыслового участка озера Большой Актабан Курганским судом осужден вице-губернатор Зауралья Шевелев.
В Ханты-Мансийском автономном округе за решение вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного признан виновным начальник одной из исправительных колоний. Его фамилия уже озвучивалась в СМИ (Никифоров – здесь и далее прим. «Правды УРФО»). Он обвиняется в злоупотреблении полномочиями и получении мошенническим путем автомобиля «Лексус» стоимостью свыше 1,3 миллиона рублей.
К штрафу в размере пяти миллионов рублей за вымогательство стотысячной взятки приговорен начальник отдела территориального управления Росимущества по Свердловской области Трунилин.
К девяти годам лишения свободы и штрафу в один миллион рублей приговорен начальник УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу Зыков, который получил взятку от директора коммерческой фирмы за покровительство в сфере трудовой миграции.
Под непосредственным надзором управления расследованы и направлены в суд серьезные уголовные дела коррупционной направленности, в том числе в отношении главы Озерского городского округа Челябинской области (Чернышева), причинившего ущерб муниципалитету на сумму 112 миллионов рублей.
Наверное, одно из самых громких уголовных дел, которое держит в напряжении внимание общественности, – деятельность организованной преступной группы под руководством заместителя главы администрации Екатеринбурга (Контеева). ОПГ была создана для контроля над розничной торговлей и предпринимателями, а также для криминальных захватов коммерческих предприятий. Сегодня собраны доказательства совершения серии заказных убийств конкурентов и вымогательства взяток, за которыми, по материалам СКР, стоял этот чиновник. Резонансное дело еще расследуется и, я полагаю, через некоторое время возможно будет оценить подлинный масштаб преступной деятельности.
Буквально на днях вынесением обвинительного приговора завершился процесс в отношении бывшего главы Целинного района Виктора Захарова. Установлено, что он, санкционировав внесение незаконных изменений в муниципальный контракт на поставку топлива для нужд образовательных учреждений, причинил казне двухмиллионный ущерб. Помимо этого он незаконно предоставлял своим приближенным право на вырубку хвойного леса по льготной стоимости.
Разумеется, нельзя не упомянуть и наиболее «громкое» дело последних недель – в отношении министра здравоохранения Челябинской области (Тесленко), заместителя главного врача ООО «Санаторий «Кисегач» (Сорокуна) и главврача Областной клинической больницы № 4 (Шуховцева). Которые, как установлено следствием, путем махинаций при закупке высокотехнологичного медицинского оборудования похитили около 28 миллионов рублей. Операция эта – в активе УФСБ по Челябинской области. Кроме того, в Челябинске Генпрокуратурой с помощью сотрудников ФСБ недавно установлены факты противоправных действий чиновников, которыми материальные ресурсы списывались якобы на снос ветхого и аварийного фонда. Ущерб расценивается в миллионы рублей.
Ряд интересных материалов сейчас находится в разработке, и в ближайшее время о них появится информация. Должен сказать, что последнее время в Свердловской области не так много возбуждено резонансных дел в отношении чиновников, при этом весьма актуальна проблема коррупции в сфере ЖКХ. Три уголовных дела о махинациях недавно возбуждены по одному только Первоуральску. Оценка состояния законности и результатов деятельности в жилищно-коммунальном комплексе в ближайшее время будет дана на профильном совещании, которое, как планируется, проведет в Екатеринбурге генеральный прокурор России Юрий Чайка.
Что касается проверок полиции, то они также проводились управлением Генпрокуратуры и прокурорами территорий. Например, недавно такая проверка проведена в Челябинской области. По ее результатам выявлена масса нарушений. Правда, озвучивать конкретику по этому поводу я не могу, поскольку документы носят сугубо внутрислужебный характер, есть и имеющие гриф «секретно». Хотя весьма примечателен и такой факт – некоторое время назад в Челябинской области были задержаны лица, по имеющимся данным причастные к совершению серии особо тяжких преступлений прошлых лет, в том числе более чем трем десяткам убийств. Однако сработали, и сработали результативно – заметьте, опять же сотрудники ФСБ, а не полиция, не главк МВД по Челябинской области. Это ли не показатель эффективности работы ведомства?
Корр.: – А как вы можете оценить общие результаты «антикоррупционного эксперимента» в УрФО?
Юрий Пономарев: – В ходе эксперимента удалось выстроить достаточно четкую систему взаимодействия правоохранительных органов, оперативно выявлять негативные тенденции, понимать их природу и своевременно принимать меры к их устранению. Это серьезно повлияло на полученные результаты.
Так, в 2012 году в УрФО выявлено 914 фактов получения взяток и 748 злоупотреблений должностными полномочиями. Даже на фоне других федеральных округов эти показатели, прямо скажем, достаточно высокие. Хотя дело, конечно, не только в статистике. Важное значение имеет характер уголовных дел и ранг лиц, привлекаемых к ответственности. Здесь тоже есть, о чем сказать. С начала года в Уральском округе осуждено восемь глав муниципальных образований, 34 руководителя подразделений органов исполнительной власти и местного самоуправления, 57 руководящих сотрудников правоохранительных органов.
Вместе с тем, несмотря на наличие серьезных уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, эта работа, конечно же, требует существенного совершенствования. По-прежнему в деятельности по выявлению и пресечению коррупционных преступлений в подразделениях правоохранительных органов федерального округа допускаются нарушения законности. И, к сожалению, их количество достаточно весомо.
Корр.: – Какие именно нарушения допускаются и что в этой связи предпринимается прокуратурой?
Юрий Пономарев: – Какие именно? Например, следователями допускается волокита при проведении доследственных проверок. Да и, что греха таить, нередки факты безосновательного вынесения так называемых «отказных» постановлений. В связи с этим прокуроры в этом году были вынуждены отменить почти тысячу незаконных процессуальных решений. При этом треть из них была вынесена сотрудниками Следственного комитета, свыше шестисот – органами МВД. В Свердловской области прокурорами отменено 264 постановления, в Челябинской и Курганской области – 218 и 110 соответственно. В Югре отменено 177 решений, в ЯНАО – 141, в Тюменской области – 46.
Например, в ХМАО-Югре первоначально было отказано в возбуждении дела в отношении директора управления капитального строительства г. Урая. Между тем налицо был факт незаконного перечисления строительной организации дополнительного аванса в сумме более 67 миллионов рублей сверх 30% стоимости контракта на строительство детского сада. Сейчас это уголовное дело находится в производстве окружного управления СК России.
Такие примеры имеют место практически во всех субъектах округа. При этом зачастую сам факт возбуждения уголовного дела не гарантирует достижения преследуемых законом целей. Свидетельством тому является отмена прокурорами в текущем году 73 незаконных постановлений о прекращении следствия по коррупционным делам. В Челябинской области таких постановлений отменено 19, в Свердловской – 12, в ЯНАО – семь, в Курганской области – шесть, в Югре – 25, в Тюменской области – четыре.
Еще пример – в результате допущенной волокиты и грубых нарушений закона в следственном отделе Брединского района Челябинской области длительное время находилось без движения уголовное дело в отношении директора МОУ «Детский дом». Из весьма небогатой казны этого социального учреждения были похищены десятки тысяч рублей. За три месяца следователем проведено лишь одно следственное действие, обстоятельства преступления не устанавливались, указания по делу не давались. Рядовое, по сути, дело расследовалось почти полгода и лишь в июне было доведено до суда.
С февраля текущего года в Ямало-Ненецком автономном округе расследуется дело в отношении главы администрации поселка Тазовский, незаконно распределявшего квартиры, находящиеся в муниципальной собственности.
К сожалению, подобные примеры имеются в подразделения МВД и СК всех территорий.
Еще одним серьезным вопросом является качество расследования уголовных дел. Значительный объем якобы «оконченных» уголовных дел коррупционной направленности прокурорам пришлось вернуть на дополнительное расследование в связи с серьезными пробелами в следствии и процессуальными нарушениями.
Примером такого «расследования» может служить дело по обвинению директора ГУ НПО «Профессиональное удилище №13» города Катайска Курганской области в совершении служебных подлогов и получении взяток за выдачу дипломов об окончании учебного заведения. Следователем при предъявлении обвинения не было учтено, что часть полученных денежных средств обвиняемым официально оприходывалась в кассе как оплата за обучение, а сами дипломы не соответствовали предъявляемым требованиям, в связи с чем не предоставляли их обладателям никаких прав.
Свою оценку состоятельности предварительного следствия дают и суды, принимая решения о возврате уголовных дел, расследованных с нарушениями закона. Всего в 2012 году судами на «дослед» возвращено 46 дел по коррупции. Вот это – объективный показатель качества работы органов расследования.
Корр.: – С вопросом неотвратимости возмездия за коррупцию напрямую связан вопрос о применении в отношении виновных санкций материального характера? Насколько часто применяется такая мера, как конфискация имущества?
Юрий Пономарев: – Бить коррупционера «рублем» – мера, на мой взгляд, весьма эффективная. Причем как в плане карательном, так и с позиции профилактики. Ведь материальная выгода – это то, ради чего взяточник идет на преступление.
Но должен отметить, что приговоры с применением конфискации пока немногочисленны. Во всем федеральном округе судами вынесено лишь 26 подобных решений. Из них 15 – в Курганской области, 10 – в Свердловской области. В ряде территорий подобные решения вообще не принимались.
Данные обстоятельства, на наш взгляд, могут свидетельствовать об определенных просчетах в организации процессуального контроля со стороны руководителей следственных органов, а также и прокурорского надзора. Налицо также недостатки в организации расследования и сбора доказательств, розыска имущества обвиняемых для обеспечения возмещения причиненного вреда.
Вообще, если говорить об эффективности борьбы с коррупцией, нужно обозначить целый комплекс правоотношений, где работа правоохранителей нуждается в серьезной активизации. Это пресечение злоупотреблений в земельных отношениях, в сфере ЖКХ, при размещении государственных и муниципальных заказов. Есть много вопросов в области защиты прав предпринимателей от чиновничьего произвола. Необходимо усилить работу по противодействию наиболее опасным коррупционным преступлениям, прежде всего фактам получения взяток в крупном и особо крупном размере.
Корр.: – Юрий Александрович, очень много сегодня говорят об уголовных делах, связанных с фондом «Город без наркотиков». Как-то можете прокомментировать процессы вокруг этой резонансной темы?
Юрий Пономарев: – Я бы не хотел в данный момент комментировать эту ситуацию. Прежде всего потому, чтобы не провоцировать новый виток всякого рода провокационных измышлений. Одно могу сказать твердо: выявлены факты совершения преступлений, их расследование проводится компетентными органами в рамках закона, а прокуратура осуществляет надзор. И еще, раз уж мы затронули эту тему, в ее контексте считаю необходимым обозначить свою принципиальную позицию. Она заключается в том, что никакие, даже самые якобы «высшие цели» не дают права творить беззаконие. Вне зависимости от того, касается это «Города без наркотиков» или чего-то иного, задача прокуратуры предельно конкретна и недвусмысленна. Что называется, ясна как божий день: обеспечить безусловное исполнение законов всеми гражданами без исключения! И если потребуется, жестко принудить к этому тех, кто не считает нужным ограничивать себя правовыми рамками. По сути, в этом и заключается наша каждодневная работа.
«Правда УРФО»
Корр.: – Юрий Александрович, какие меры предпринимаются для усиления борьбы с коррупцией в УрФО, какова роль в их реализации окружного управления Генеральной прокуратуры?
Юрий Пономарев: – Ну, для начала обозначу общее положение дел. Могу сказать, что мероприятия по повышению эффективности противодействия коррупции, принимаемые в округе на протяжении трех последних лет, не остались безрезультатными и позволили в значительной степени активизировать надзорную деятельность.
Управлением Генпрокуратуры в УрФО, прокурорами территорий и правоохранительными службами в соответствии с приказом генерального прокурора России реализуется эксперимент. Смысл которого, если оставить за рамками этой беседы многочисленные конкретные детали, заключается в усилении координирующей роли управления, особом перераспределении ведомственных полномочий, усилении значения окружных структур, а также в определении системы приоритетов и наиболее важных направлений работы.
В результате удалось значительно повысить степень и качество участия в проведении антикоррупционных мероприятий главка МВД по Уральскому федеральному округу, территориальных управлений полиции и региональных органов ФСБ. Управлением проведены проверки организации работы по противодействию коррупции в подразделениях правоохраны, органов исполнительной власти и местного самоуправления, основной целью которых являлся поиск нерешенных проблем, «узких мест» и используемых чиновниками лазеек. Кроме того, в ходе проверок управлением принимались системные меры для оказания практической и методической помощи прокурорам на местах, усиления эффективности межведомственного взаимодействия.
Если говорить о наиболее распространенных нарушениях, допускаемых чиновниками, то в ходе проведенных мероприятий были вскрыты многочисленные факты сокрытия должностными лицами сведений о доходах, о наличии ценных бумаг, банковских счетов, об участии в предпринимательской деятельности. Выявлены серьезные недостатки в организации работы ведомственных комиссий по урегулированию конфликта интересов. Обнаружены правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы, а также нарушения законодательства при размещении госзаказов и распоряжении казенным имуществом.
По результатам проверок возбужден ряд уголовных дел, в том числе о хищениях бюджетных средств. Аналогичные проверки соблюдения законодательства проведены, проводятся и будут проводиться всеми прокурорами субъектов УрФО.
Корр.: – Что конкретно предпринято в 2012 году? Есть ли позитивные изменения по сравнению с предыдущим годом?
Юрий Пономарев: – В феврале управлением Генпрокуратуры по УрФО был сформирован план антикоррупционных мероприятий. Документом были предусмотрены совместные с правоохранительными и контролирующими органами конкретные практические меры по выявлению и пресечению коррупционных фактов, в том числе наиболее опасных преступлений данной категории. В частности, тех, что совершены в составе организованных преступных групп и сообществ.
20 марта 2012 года мной проведено межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов с участием заместителя полпреда в федеральном округе, прокуроров и начальников окружных подразделений силовых структур. На нем выработан комплекс дополнительных мероприятий в сфере противодействия коррупции на 2012 год и определены органы, ответственные за их исполнение. Работа, надо признать, пошла активнее.
Управлением Генпрокуратуры проведены проверки в Тюменской, Курганской и Челябинской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе. В ходе надзорных мероприятий вскрыты серьезные нарушения антикоррупционного законодательства, по результатам внесены соответствующие акты реагирования. Ряд материалов направлен в следственные органы в порядке статьи 37 УПК РФ. На основании них, в частности, в апреле текущего года следователями УМВД по Тюменской области возбуждено уголовное дело по фактам хищения бюджетных денег в сумме более двух миллионов рублей при проведении капитального ремонта жилых домов в Тюмени. Всего же в текущем году прокурорами субъектов УрФО выявлено ни много ни мало – 6,2 тысячи нарушений антикоррупционного законодательства. И если говорить об эффективности проведенной работы, то это на 18% больше, чем за аналогичный период 2011 года. То есть, прокурорами дополнительно вскрыто 956 нарушений закона.
Следует отметить, что результативность надзора повысилась практически на всех территориях, входящих в округ. Возросло количество выявленных нарушений в Челябинской области. Там показатели прокурорской работы возросли более чем на 65%. В Свердловской и Курганской областях число вскрытых коррупционных фактов увеличилось на 28% и на 18,3% соответственно. В Ямало-Ненецком автономном округе рост вскрытых прокурорами нарушений антикоррупционного законодательства составил 10,4%.
В результате активизации надзорной деятельности повысилась и результативность актов прокурорского реагирования.
В 2012 году число протестов, принесенных по фактам нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, возросло на 23% и составило 1043. В суды направлено 153 заявления, что на 84,3% больше того же показателя 2011 года. По прокурорским материалам, направленным в следственные органы в порядке статьи 37 УПК РФ, возбуждено 59 уголовных дел, что на 43,9% больше, чем в прошлом году.
Значительный рост показателей достигнут в работе по привлечению должностных лиц к административной ответственности за правонарушения в сфере государственной и муниципальной службы. Так, в Курганской области их число возросло в девять с половиной раз, в Ямало-Ненецком автономном округе – в девять раз, в Свердловской области – практически в пять раз. В Челябинской области возбуждено 12 дел, для сравнения – в прошлом году такие дела не возбуждались вовсе.
Уголовно наказуемые факты коррупции также легли в статистику. В 2012 году в УрФО на 5,6% возросло общее число выявленных фактов взяточничества, являющихся наиболее опасными коррупционными преступлениями.
Сухие цифры, которые я озвучиваю, возможно, не вполне наглядно отражают весь объем проделанной работы, но необходимо понимать: за каждой из них – конкретный факт беззакония и конкретный нарушитель, понесший за это ответственность.
При этом учтите главное: коррупция – деятельность, тщательно скрываемая, латентная, как говорят юристы. Значительный массив коррупционных фактов в силу самой их природы остается вне поля зрения правоохранительных служб. И чем больше, образно говоря, их станет «явными» благодаря усилиям правоохранительных органов, тем меньше останется «тайных».
Корр.: – Приведите, пожалуйста, примеры «громких» уголовных дел.
Юрий Пономарев: – За примерами далеко ходить не надо. Глава администрации Озерского городского округа Челябинской области и два его заместителя изобличены в хищении 22,4 миллиона рублей. Для этого они, по данным следствия, заключили фиктивный договор на разработку схемы теплоснабжения с фирмой, созданной исключительно для обналичивания денег. Разработку и само задержание провели сотрудники челябинского УФСБ.
В Тюменской области по уголовному делу за хищение 6,8 миллиона рублей из бюджета осуждены директор Центра зимних видов спорта Маслов и замдиректора департамента по спорту и молодежной политике Майсаков.
В злоупотреблениях полномочиями и причинении ущерба на сумму более 71 миллиона рублей изобличен один из заместителей губернатора Курганской области. Кроме того, за превышение должностных полномочий по использованию рыбопромыслового участка озера Большой Актабан Курганским судом осужден вице-губернатор Зауралья Шевелев.
В Ханты-Мансийском автономном округе за решение вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного признан виновным начальник одной из исправительных колоний. Его фамилия уже озвучивалась в СМИ (Никифоров – здесь и далее прим. «Правды УРФО»). Он обвиняется в злоупотреблении полномочиями и получении мошенническим путем автомобиля «Лексус» стоимостью свыше 1,3 миллиона рублей.
К штрафу в размере пяти миллионов рублей за вымогательство стотысячной взятки приговорен начальник отдела территориального управления Росимущества по Свердловской области Трунилин.
К девяти годам лишения свободы и штрафу в один миллион рублей приговорен начальник УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу Зыков, который получил взятку от директора коммерческой фирмы за покровительство в сфере трудовой миграции.
Под непосредственным надзором управления расследованы и направлены в суд серьезные уголовные дела коррупционной направленности, в том числе в отношении главы Озерского городского округа Челябинской области (Чернышева), причинившего ущерб муниципалитету на сумму 112 миллионов рублей.
Наверное, одно из самых громких уголовных дел, которое держит в напряжении внимание общественности, – деятельность организованной преступной группы под руководством заместителя главы администрации Екатеринбурга (Контеева). ОПГ была создана для контроля над розничной торговлей и предпринимателями, а также для криминальных захватов коммерческих предприятий. Сегодня собраны доказательства совершения серии заказных убийств конкурентов и вымогательства взяток, за которыми, по материалам СКР, стоял этот чиновник. Резонансное дело еще расследуется и, я полагаю, через некоторое время возможно будет оценить подлинный масштаб преступной деятельности.
Буквально на днях вынесением обвинительного приговора завершился процесс в отношении бывшего главы Целинного района Виктора Захарова. Установлено, что он, санкционировав внесение незаконных изменений в муниципальный контракт на поставку топлива для нужд образовательных учреждений, причинил казне двухмиллионный ущерб. Помимо этого он незаконно предоставлял своим приближенным право на вырубку хвойного леса по льготной стоимости.
Разумеется, нельзя не упомянуть и наиболее «громкое» дело последних недель – в отношении министра здравоохранения Челябинской области (Тесленко), заместителя главного врача ООО «Санаторий «Кисегач» (Сорокуна) и главврача Областной клинической больницы № 4 (Шуховцева). Которые, как установлено следствием, путем махинаций при закупке высокотехнологичного медицинского оборудования похитили около 28 миллионов рублей. Операция эта – в активе УФСБ по Челябинской области. Кроме того, в Челябинске Генпрокуратурой с помощью сотрудников ФСБ недавно установлены факты противоправных действий чиновников, которыми материальные ресурсы списывались якобы на снос ветхого и аварийного фонда. Ущерб расценивается в миллионы рублей.
Ряд интересных материалов сейчас находится в разработке, и в ближайшее время о них появится информация. Должен сказать, что последнее время в Свердловской области не так много возбуждено резонансных дел в отношении чиновников, при этом весьма актуальна проблема коррупции в сфере ЖКХ. Три уголовных дела о махинациях недавно возбуждены по одному только Первоуральску. Оценка состояния законности и результатов деятельности в жилищно-коммунальном комплексе в ближайшее время будет дана на профильном совещании, которое, как планируется, проведет в Екатеринбурге генеральный прокурор России Юрий Чайка.
Что касается проверок полиции, то они также проводились управлением Генпрокуратуры и прокурорами территорий. Например, недавно такая проверка проведена в Челябинской области. По ее результатам выявлена масса нарушений. Правда, озвучивать конкретику по этому поводу я не могу, поскольку документы носят сугубо внутрислужебный характер, есть и имеющие гриф «секретно». Хотя весьма примечателен и такой факт – некоторое время назад в Челябинской области были задержаны лица, по имеющимся данным причастные к совершению серии особо тяжких преступлений прошлых лет, в том числе более чем трем десяткам убийств. Однако сработали, и сработали результативно – заметьте, опять же сотрудники ФСБ, а не полиция, не главк МВД по Челябинской области. Это ли не показатель эффективности работы ведомства?
Корр.: – А как вы можете оценить общие результаты «антикоррупционного эксперимента» в УрФО?
Юрий Пономарев: – В ходе эксперимента удалось выстроить достаточно четкую систему взаимодействия правоохранительных органов, оперативно выявлять негативные тенденции, понимать их природу и своевременно принимать меры к их устранению. Это серьезно повлияло на полученные результаты.
Так, в 2012 году в УрФО выявлено 914 фактов получения взяток и 748 злоупотреблений должностными полномочиями. Даже на фоне других федеральных округов эти показатели, прямо скажем, достаточно высокие. Хотя дело, конечно, не только в статистике. Важное значение имеет характер уголовных дел и ранг лиц, привлекаемых к ответственности. Здесь тоже есть, о чем сказать. С начала года в Уральском округе осуждено восемь глав муниципальных образований, 34 руководителя подразделений органов исполнительной власти и местного самоуправления, 57 руководящих сотрудников правоохранительных органов.
Вместе с тем, несмотря на наличие серьезных уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, эта работа, конечно же, требует существенного совершенствования. По-прежнему в деятельности по выявлению и пресечению коррупционных преступлений в подразделениях правоохранительных органов федерального округа допускаются нарушения законности. И, к сожалению, их количество достаточно весомо.
Корр.: – Какие именно нарушения допускаются и что в этой связи предпринимается прокуратурой?
Юрий Пономарев: – Какие именно? Например, следователями допускается волокита при проведении доследственных проверок. Да и, что греха таить, нередки факты безосновательного вынесения так называемых «отказных» постановлений. В связи с этим прокуроры в этом году были вынуждены отменить почти тысячу незаконных процессуальных решений. При этом треть из них была вынесена сотрудниками Следственного комитета, свыше шестисот – органами МВД. В Свердловской области прокурорами отменено 264 постановления, в Челябинской и Курганской области – 218 и 110 соответственно. В Югре отменено 177 решений, в ЯНАО – 141, в Тюменской области – 46.
Например, в ХМАО-Югре первоначально было отказано в возбуждении дела в отношении директора управления капитального строительства г. Урая. Между тем налицо был факт незаконного перечисления строительной организации дополнительного аванса в сумме более 67 миллионов рублей сверх 30% стоимости контракта на строительство детского сада. Сейчас это уголовное дело находится в производстве окружного управления СК России.
Такие примеры имеют место практически во всех субъектах округа. При этом зачастую сам факт возбуждения уголовного дела не гарантирует достижения преследуемых законом целей. Свидетельством тому является отмена прокурорами в текущем году 73 незаконных постановлений о прекращении следствия по коррупционным делам. В Челябинской области таких постановлений отменено 19, в Свердловской – 12, в ЯНАО – семь, в Курганской области – шесть, в Югре – 25, в Тюменской области – четыре.
Еще пример – в результате допущенной волокиты и грубых нарушений закона в следственном отделе Брединского района Челябинской области длительное время находилось без движения уголовное дело в отношении директора МОУ «Детский дом». Из весьма небогатой казны этого социального учреждения были похищены десятки тысяч рублей. За три месяца следователем проведено лишь одно следственное действие, обстоятельства преступления не устанавливались, указания по делу не давались. Рядовое, по сути, дело расследовалось почти полгода и лишь в июне было доведено до суда.
С февраля текущего года в Ямало-Ненецком автономном округе расследуется дело в отношении главы администрации поселка Тазовский, незаконно распределявшего квартиры, находящиеся в муниципальной собственности.
К сожалению, подобные примеры имеются в подразделения МВД и СК всех территорий.
Еще одним серьезным вопросом является качество расследования уголовных дел. Значительный объем якобы «оконченных» уголовных дел коррупционной направленности прокурорам пришлось вернуть на дополнительное расследование в связи с серьезными пробелами в следствии и процессуальными нарушениями.
Примером такого «расследования» может служить дело по обвинению директора ГУ НПО «Профессиональное удилище №13» города Катайска Курганской области в совершении служебных подлогов и получении взяток за выдачу дипломов об окончании учебного заведения. Следователем при предъявлении обвинения не было учтено, что часть полученных денежных средств обвиняемым официально оприходывалась в кассе как оплата за обучение, а сами дипломы не соответствовали предъявляемым требованиям, в связи с чем не предоставляли их обладателям никаких прав.
Свою оценку состоятельности предварительного следствия дают и суды, принимая решения о возврате уголовных дел, расследованных с нарушениями закона. Всего в 2012 году судами на «дослед» возвращено 46 дел по коррупции. Вот это – объективный показатель качества работы органов расследования.
Корр.: – С вопросом неотвратимости возмездия за коррупцию напрямую связан вопрос о применении в отношении виновных санкций материального характера? Насколько часто применяется такая мера, как конфискация имущества?
Юрий Пономарев: – Бить коррупционера «рублем» – мера, на мой взгляд, весьма эффективная. Причем как в плане карательном, так и с позиции профилактики. Ведь материальная выгода – это то, ради чего взяточник идет на преступление.
Но должен отметить, что приговоры с применением конфискации пока немногочисленны. Во всем федеральном округе судами вынесено лишь 26 подобных решений. Из них 15 – в Курганской области, 10 – в Свердловской области. В ряде территорий подобные решения вообще не принимались.
Данные обстоятельства, на наш взгляд, могут свидетельствовать об определенных просчетах в организации процессуального контроля со стороны руководителей следственных органов, а также и прокурорского надзора. Налицо также недостатки в организации расследования и сбора доказательств, розыска имущества обвиняемых для обеспечения возмещения причиненного вреда.
Вообще, если говорить об эффективности борьбы с коррупцией, нужно обозначить целый комплекс правоотношений, где работа правоохранителей нуждается в серьезной активизации. Это пресечение злоупотреблений в земельных отношениях, в сфере ЖКХ, при размещении государственных и муниципальных заказов. Есть много вопросов в области защиты прав предпринимателей от чиновничьего произвола. Необходимо усилить работу по противодействию наиболее опасным коррупционным преступлениям, прежде всего фактам получения взяток в крупном и особо крупном размере.
Корр.: – Юрий Александрович, очень много сегодня говорят об уголовных делах, связанных с фондом «Город без наркотиков». Как-то можете прокомментировать процессы вокруг этой резонансной темы?
Юрий Пономарев: – Я бы не хотел в данный момент комментировать эту ситуацию. Прежде всего потому, чтобы не провоцировать новый виток всякого рода провокационных измышлений. Одно могу сказать твердо: выявлены факты совершения преступлений, их расследование проводится компетентными органами в рамках закона, а прокуратура осуществляет надзор. И еще, раз уж мы затронули эту тему, в ее контексте считаю необходимым обозначить свою принципиальную позицию. Она заключается в том, что никакие, даже самые якобы «высшие цели» не дают права творить беззаконие. Вне зависимости от того, касается это «Города без наркотиков» или чего-то иного, задача прокуратуры предельно конкретна и недвусмысленна. Что называется, ясна как божий день: обеспечить безусловное исполнение законов всеми гражданами без исключения! И если потребуется, жестко принудить к этому тех, кто не считает нужным ограничивать себя правовыми рамками. По сути, в этом и заключается наша каждодневная работа.
«Правда УРФО»
Василий Туров © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Свердловские пожарные за сутки потушили 14 техногенных пожаров
Среда, 27 ноября, 21.04
Более 10 тысяч нарушений ПДД пресекли свердловские автоинспектора на прошлой неделе
Среда, 27 ноября, 20.40
Новый этап благоустройства ждёт Парк Маяковского
Среда, 27 ноября, 20.07