Возрастное ограничение 18+
«Праздник референдума», или Как голосовал и гулял Крым
Фоторепортаж спецкора «Вечерних Ведомостей» из АРК
День референдума в Крыму начался с проливного дождя. «Это Украина по нам плачет», – говорили крымчане. Впрочем, даже силы стихии не оказали никакого влияния на явку. Еще с утра у избирательных участков можно было наблюдать очереди. Многие люди приходили голосовать впервые за последние 23 года украинской независимости. Возможно, потому, что народ, уставший от постоянной чехарды и клоунады, впервые понимал, за что именно он голосует.
Вопреки заявлениям зарубежных каналов и истеричным репортажам украинского «телебачинья», это не было голосованием «под дулами автоматов». Лично я видел оружие только в руках «беркутовцев», которыми усилили посты милиции. И это было более чем оправданно – ждали провокаций. Впрочем, как и во все предыдущие дни. Города полуострова, как и прежде, патрулировали казаки и ополченцы, но делалось это не для того, чтобы оказать давление или запугать крымчан, как раз наоборот – чтобы они чувствовали себя в безопасности. В эти дни горожане осособенно часто подходили к дружинникам, благодарили, говорили: «Спасибо, ребята, что вы нас отстояли».
Самым дефицитным товаром в Крыму последние несколько дней является государственный флаг России. Все обязательно хотят иметь его дома, носить ленты с триколором на одежде, в салоне автомобиля и на рабочем месте. Украинскую же символику можно увидеть разве что на госномерах автомобилей. Возможно, это последнее, что связывает крымчан с этой страной, которую большинство из них не считает своей родиной.
16 марта люди чаще всего начинали разговоры на улице или по телефону с фразы: «Вы проголосовали?» И самым традиционным ответом звучало «южное»: «А как же ж!»
Вообще, народ в Крыму очень остроумный и вставляет в речь всевозможные словечки для поднятия настроения. Например, украинский паспорт, который нужно было предъявлять на избирательном участке, именуют не иначе как «хохлопаспорт». Председателя правительства Украины Арсения Яценюка именуют «Яйценюхом». Лидера же радикальной националистической партии «Свобода» Олега Тягнибока именуют куда хуже: Тягни..й (что вполне адекватно отражает отношение этих людей к украинскому национализму). Большинство крымчан именуют сторонников Майдана не иначе как «майданутые» или «бандерлоги». Отключение украинских телеканалов и появление российских на своих экранах большинство крымчан встретили с благодарностью. Никто не видит в этом ни цензуры, ни ущемления своих прав.
– Да слава богу! Раньше, как посмотришь «укрТВ», особенно пятый канал, аж сердце начинает колотиться. Страшно и за себя, и за семью, – объясняет водитель Андрей, пришедший проголосовать на участок со своей женой.
– Знаете, я впервые за последние несколько недель стала снова смотреть новости, – вторит ему супруга. – На российских каналах есть хорошие новости, которые радуют и дают надежду на будущее. На Украине мы даже и забыли уже, что такое хорошие новости. А оказывается, они есть!
Многие крымчане связывают с вхождением в Россию большие надежды на позитивные перемены в своей жизни. Особенно это касается пенсионеров.
– Нет, я так думаю, что пенсию нам очень скоро добавят! И будет получше с лекарствами. Больше мне ничего и не нужно, – рассказала Маргарита Петровна. – У меня есть подруга в России, мы созваниваемся. Пенсионеры, конечно, там живут не жирно, но мы в сравнении с ними вообще нищета. Даже стыдно как-то.
– Стыдно за себя или за державу?
– Вот никогда не понимала, почему они Украину называли «державой»! Слово-то очень достойное и подразумевает силу и величие, – начинает рассуждать женщина, проработавшая большую часть своей жизни учителем. – Ну какая из Украины держава? Постоянно какие-то беспорядки, люди живут плохо, и все время ходили по миру с протянутой рукой: то газ у России просим, то деньги у Европы... Ну как бездомники какие-то! И это держава?! Это какой-то цыганский табор! С песнями, с плясками и, извините за мой французский, с голой ...! Вот Россия – это держава. А у нас сумасшедший дом!
Многие в России даже не понимают, насколько сильно крымчан испугали события в Киеве. Майданом и массовыми митингами тут уже, конечно, никого не удивишь. Но когда по телевизору показали дерево, на котором развесили веревки с петлями, и сказали, что тут будут вешать «москалей»...
– Вот почти сразу после этого появились «зеленые человечки»! И мы им так рады были! Мы сразу поняли, зачем они здесь – нас защищать, – утверждает боец самообороны Андрей. – Господи, господи! Как же я рад, что все это наконец кончилось! 23 года в трубу вылетело! Мне 45! Я уезжал работать и в Чехию, и в Польшу, и в Новый Уренгой. Я промотался всю свою жизнь! Как хочется просто пожить! В нормальной стране. Я никогда уже не буду богатым, но меня это не тревожит! Я хочу просто пожить и никуда не мотаться! И на своей земле хочу пожить, а не в гостях у Хохлостана!
Его коллега, Михаил, тоже крымчанин, но последние несколько лет он работает программистом в Германии, в Штутгарте.
– Европа пугает Россию санкциями. Даже смешно: «Европа угрожает России». Да наплевать, даже если узнают, что я здесь! Что у меня может отобрать Бундестаг и Ангела Меркель? Мои кредиты и долги?! Да забирайте! Больше ничего я там не нажил!
Михаил приехал сюда, когда родители рассказали ему по телефону, что во время митинга произошел конфликт с крымскими татарами и погибли два человека.
– Я не рассказываю родителям, что я в дружине самообороны. Говорю, мол, гуляю, пиво пью, с девушками общаюсь. Как-то узнал мой дядька об этом... ругались два часа, он говорил мне: «Куда ты лезешь?! Тебя прибьют или инвалидом сделают!» А я ему: «Да если мы все по диванчикам будем сидеть у телевизора, то кто вместо нас будет бороться с бандерлогами?!» Ну, короче, он все понял, руку пожал, и матери не рассказывает.
Уже к 12 часам дня становится понятно, что референдум состоялся: проголосовало около половины населения Автономной Республики Крым. Люди начали собираться на площади у памятника Ленину. Кто-то уже празднует, но большинство еще пребывает в волнении.
– Да кто вам сказал, что крымские татары не идут на референдум? Это ложь! – заявляет Римма, она татарка и торгует на рынке. – Это ерунда, это те, кто политикой занимается, у них бойкот, или у кого с головой не в порядке. Идут наши, голосуют. Мы вежливый народ и против русских и России ничего не имеем. Другое дело Сталин. Но он давно умер! Конечно, некоторые старики побаиваются, но люди среднего возраста все понимают. Да, бывают у нас тут конфликты за места на рынке между русскими и татарами, но это не из-за того, что вы в церковь ходите, а наши в мечеть. Это же из-за денег... А не из-за национальности. И еще, не надо думать, будто кто-то может говорить от имени всех татар. Мы не стадо овец, а в Меджлисе не пастухи собрались. У каждого своя голова и своя жизнь.
Ближе к вечеру жители города выходят на улицу с флагами России, и эмоции начинают захлестывать. Уже в сумерках, прямо в разгар концерта, во время выступления группы «Любэ» сообщают радостную новость: более 90% участников референдума проголосовали «ЗА РОССИЮ» (тут никто не говорит «за присоединение к России»).
Площадь «взрывается», и тысячи голосов кричат: «Россия. Крым. Весна!», «Ура!», «Победа!» На глазах у многих слезы, кто-то, наоборот, смеется, совершенно незнакомые люди начинают обниматься и жать друг другу руки. Вспышки салютов над площадью освещают лица людей, и все счастливы.
– Ну все, мы дома, – говорит Андрей, который пришел на площадь со своими родителями. – Ну что, батя, вернулись мы на Родину, да еще и Крым Родине добыли. Разве мы не молодцы?
– Не болтай, – одергивает его отец. – Сделали по-старому, как было, и слава богу. Гимн-то России знаешь, патриот?
– А ты будто знаешь?
– А он прежний теперь, советский. Я его никогда не забывал.
Праздник должен был растянуться на всю ночь, но разгуляться крымчанам не позволила погода. Ближе к двум часам ночи налетел ураганный ветер и снова пошел проливной дождь. Многие и в этом увидели знамение судьбы. Дескать, природа решила очистить Крым от всей грязи и от прошлой жизни. Сам Бог будто «обнулил» всю историю, и теперь она будет писаться с чистого листа. Как и многие, люди в Крыму сейчас начинают свою жизнь с чистого листа.
Вообще, мистического в жизни крымчан сейчас очень много, и многие видят во всем происходящем вмешательство высших сил. Закончу тем, что поведаю небольшую историю, рассказанную мне бойцами самообороны, блокировавшими одну из украинских частей в ночь с 16 на 17 марта.
«Ночью стояли на дежурстве у украинской части. В два часа ночи, когда уже объявили итоги референдума, обнаружили мы, что флага над украинской частью нет... Командир пошел узнать, в чем дело...
– Вы что же, таки решили сдаться?
– А шо случилось?
– А чего знамя сняли?
Те в шоке – заметались-забегали. Потом кричат нам:
– Мы не сдаемся, просто ветром сорвало, унесло... ша вывесим.
И они вывесили... но уже «вверх ногами». Мы ржали всю ночь.
– Это что, у вас держава новая какая-то? Пацаны, вы там чего задумали опять?
Они молчком сидели – думали, мы провокации чиним...
А как рассвело – они и сами разглядели... Перевесили, конечно, правильной стороной. Как во всем этом происшествии не увидеть благоволение Бога? Ведь наш триколор не сорвало и не унесло в ту ночь, несмотря на шквальный ветер и ливень... А посрамила их природа дважды! Ну и на чьей стороне Бог?! МЫ – РУССКИЕ! С НАМИ БОГ!»
Как говорится, хотите верьте, хотите нет. Я верю в Россию, в Крым и в Бога.
Вопреки заявлениям зарубежных каналов и истеричным репортажам украинского «телебачинья», это не было голосованием «под дулами автоматов». Лично я видел оружие только в руках «беркутовцев», которыми усилили посты милиции. И это было более чем оправданно – ждали провокаций. Впрочем, как и во все предыдущие дни. Города полуострова, как и прежде, патрулировали казаки и ополченцы, но делалось это не для того, чтобы оказать давление или запугать крымчан, как раз наоборот – чтобы они чувствовали себя в безопасности. В эти дни горожане осособенно часто подходили к дружинникам, благодарили, говорили: «Спасибо, ребята, что вы нас отстояли».
Самым дефицитным товаром в Крыму последние несколько дней является государственный флаг России. Все обязательно хотят иметь его дома, носить ленты с триколором на одежде, в салоне автомобиля и на рабочем месте. Украинскую же символику можно увидеть разве что на госномерах автомобилей. Возможно, это последнее, что связывает крымчан с этой страной, которую большинство из них не считает своей родиной.
16 марта люди чаще всего начинали разговоры на улице или по телефону с фразы: «Вы проголосовали?» И самым традиционным ответом звучало «южное»: «А как же ж!»
Вообще, народ в Крыму очень остроумный и вставляет в речь всевозможные словечки для поднятия настроения. Например, украинский паспорт, который нужно было предъявлять на избирательном участке, именуют не иначе как «хохлопаспорт». Председателя правительства Украины Арсения Яценюка именуют «Яйценюхом». Лидера же радикальной националистической партии «Свобода» Олега Тягнибока именуют куда хуже: Тягни..й (что вполне адекватно отражает отношение этих людей к украинскому национализму). Большинство крымчан именуют сторонников Майдана не иначе как «майданутые» или «бандерлоги». Отключение украинских телеканалов и появление российских на своих экранах большинство крымчан встретили с благодарностью. Никто не видит в этом ни цензуры, ни ущемления своих прав.
– Да слава богу! Раньше, как посмотришь «укрТВ», особенно пятый канал, аж сердце начинает колотиться. Страшно и за себя, и за семью, – объясняет водитель Андрей, пришедший проголосовать на участок со своей женой.
– Знаете, я впервые за последние несколько недель стала снова смотреть новости, – вторит ему супруга. – На российских каналах есть хорошие новости, которые радуют и дают надежду на будущее. На Украине мы даже и забыли уже, что такое хорошие новости. А оказывается, они есть!
Многие крымчане связывают с вхождением в Россию большие надежды на позитивные перемены в своей жизни. Особенно это касается пенсионеров.
– Нет, я так думаю, что пенсию нам очень скоро добавят! И будет получше с лекарствами. Больше мне ничего и не нужно, – рассказала Маргарита Петровна. – У меня есть подруга в России, мы созваниваемся. Пенсионеры, конечно, там живут не жирно, но мы в сравнении с ними вообще нищета. Даже стыдно как-то.
– Стыдно за себя или за державу?
– Вот никогда не понимала, почему они Украину называли «державой»! Слово-то очень достойное и подразумевает силу и величие, – начинает рассуждать женщина, проработавшая большую часть своей жизни учителем. – Ну какая из Украины держава? Постоянно какие-то беспорядки, люди живут плохо, и все время ходили по миру с протянутой рукой: то газ у России просим, то деньги у Европы... Ну как бездомники какие-то! И это держава?! Это какой-то цыганский табор! С песнями, с плясками и, извините за мой французский, с голой ...! Вот Россия – это держава. А у нас сумасшедший дом!
Многие в России даже не понимают, насколько сильно крымчан испугали события в Киеве. Майданом и массовыми митингами тут уже, конечно, никого не удивишь. Но когда по телевизору показали дерево, на котором развесили веревки с петлями, и сказали, что тут будут вешать «москалей»...
– Вот почти сразу после этого появились «зеленые человечки»! И мы им так рады были! Мы сразу поняли, зачем они здесь – нас защищать, – утверждает боец самообороны Андрей. – Господи, господи! Как же я рад, что все это наконец кончилось! 23 года в трубу вылетело! Мне 45! Я уезжал работать и в Чехию, и в Польшу, и в Новый Уренгой. Я промотался всю свою жизнь! Как хочется просто пожить! В нормальной стране. Я никогда уже не буду богатым, но меня это не тревожит! Я хочу просто пожить и никуда не мотаться! И на своей земле хочу пожить, а не в гостях у Хохлостана!
Его коллега, Михаил, тоже крымчанин, но последние несколько лет он работает программистом в Германии, в Штутгарте.
– Европа пугает Россию санкциями. Даже смешно: «Европа угрожает России». Да наплевать, даже если узнают, что я здесь! Что у меня может отобрать Бундестаг и Ангела Меркель? Мои кредиты и долги?! Да забирайте! Больше ничего я там не нажил!
Михаил приехал сюда, когда родители рассказали ему по телефону, что во время митинга произошел конфликт с крымскими татарами и погибли два человека.
– Я не рассказываю родителям, что я в дружине самообороны. Говорю, мол, гуляю, пиво пью, с девушками общаюсь. Как-то узнал мой дядька об этом... ругались два часа, он говорил мне: «Куда ты лезешь?! Тебя прибьют или инвалидом сделают!» А я ему: «Да если мы все по диванчикам будем сидеть у телевизора, то кто вместо нас будет бороться с бандерлогами?!» Ну, короче, он все понял, руку пожал, и матери не рассказывает.
Уже к 12 часам дня становится понятно, что референдум состоялся: проголосовало около половины населения Автономной Республики Крым. Люди начали собираться на площади у памятника Ленину. Кто-то уже празднует, но большинство еще пребывает в волнении.
– Да кто вам сказал, что крымские татары не идут на референдум? Это ложь! – заявляет Римма, она татарка и торгует на рынке. – Это ерунда, это те, кто политикой занимается, у них бойкот, или у кого с головой не в порядке. Идут наши, голосуют. Мы вежливый народ и против русских и России ничего не имеем. Другое дело Сталин. Но он давно умер! Конечно, некоторые старики побаиваются, но люди среднего возраста все понимают. Да, бывают у нас тут конфликты за места на рынке между русскими и татарами, но это не из-за того, что вы в церковь ходите, а наши в мечеть. Это же из-за денег... А не из-за национальности. И еще, не надо думать, будто кто-то может говорить от имени всех татар. Мы не стадо овец, а в Меджлисе не пастухи собрались. У каждого своя голова и своя жизнь.
Ближе к вечеру жители города выходят на улицу с флагами России, и эмоции начинают захлестывать. Уже в сумерках, прямо в разгар концерта, во время выступления группы «Любэ» сообщают радостную новость: более 90% участников референдума проголосовали «ЗА РОССИЮ» (тут никто не говорит «за присоединение к России»).
Площадь «взрывается», и тысячи голосов кричат: «Россия. Крым. Весна!», «Ура!», «Победа!» На глазах у многих слезы, кто-то, наоборот, смеется, совершенно незнакомые люди начинают обниматься и жать друг другу руки. Вспышки салютов над площадью освещают лица людей, и все счастливы.
– Ну все, мы дома, – говорит Андрей, который пришел на площадь со своими родителями. – Ну что, батя, вернулись мы на Родину, да еще и Крым Родине добыли. Разве мы не молодцы?
– Не болтай, – одергивает его отец. – Сделали по-старому, как было, и слава богу. Гимн-то России знаешь, патриот?
– А ты будто знаешь?
– А он прежний теперь, советский. Я его никогда не забывал.
Праздник должен был растянуться на всю ночь, но разгуляться крымчанам не позволила погода. Ближе к двум часам ночи налетел ураганный ветер и снова пошел проливной дождь. Многие и в этом увидели знамение судьбы. Дескать, природа решила очистить Крым от всей грязи и от прошлой жизни. Сам Бог будто «обнулил» всю историю, и теперь она будет писаться с чистого листа. Как и многие, люди в Крыму сейчас начинают свою жизнь с чистого листа.
Вообще, мистического в жизни крымчан сейчас очень много, и многие видят во всем происходящем вмешательство высших сил. Закончу тем, что поведаю небольшую историю, рассказанную мне бойцами самообороны, блокировавшими одну из украинских частей в ночь с 16 на 17 марта.
«Ночью стояли на дежурстве у украинской части. В два часа ночи, когда уже объявили итоги референдума, обнаружили мы, что флага над украинской частью нет... Командир пошел узнать, в чем дело...
– Вы что же, таки решили сдаться?
– А шо случилось?
– А чего знамя сняли?
Те в шоке – заметались-забегали. Потом кричат нам:
– Мы не сдаемся, просто ветром сорвало, унесло... ша вывесим.
И они вывесили... но уже «вверх ногами». Мы ржали всю ночь.
– Это что, у вас держава новая какая-то? Пацаны, вы там чего задумали опять?
Они молчком сидели – думали, мы провокации чиним...
А как рассвело – они и сами разглядели... Перевесили, конечно, правильной стороной. Как во всем этом происшествии не увидеть благоволение Бога? Ведь наш триколор не сорвало и не унесло в ту ночь, несмотря на шквальный ветер и ливень... А посрамила их природа дважды! Ну и на чьей стороне Бог?! МЫ – РУССКИЕ! С НАМИ БОГ!»
Как говорится, хотите верьте, хотите нет. Я верю в Россию, в Крым и в Бога.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.