Эксперты разобрались в мотивах чиновников Екатеринбурга, которые «вцепились» в систему горздрава
Мэрия боится потерять финансовые потоки и электорат
18.05.2011
Представители Екатеринбургской мэрии продолжают сражаться с госвластью за городские учреждения здравоохранения. Муниципальные чиновники (и депутаты из «группы поддержки») продолжают пугать население рассказами о скором сокращении количества горбольниц и резком снижении их финансирования. Однако, по мнению экспертов, представители горадминистрации просто не желают терять контроль над финансами, потоки которых теперь станут «прозрачными». Кроме того, вместе с переходом горбольниц на региональный уровень для мэрии будет потерян и ценный больничный электорат. Отметим, что подобных опасений в других городах Свердловской области не возникает. Скорее наоборот.
Напомним, что перевод муниципальных учреждений здравоохранения на уровень области (с 1 января 2012 года) регламентирован Федеральным законом №313-ФЗ, согласно которому произойдет интеграция всех уровней здравоохранения — федерального, областного и муниципального. Однако мэрия Екатеринбурга категорически противится исполнению ФЗ изобретает аргумент за аргументом чтобы не отдавать больницы в ведение государства.
Проблему обсудили на недавнем заседании коллегии горздрава и Минздрава под руководством губернатора Александра Мишарина. На совещании отметили, что сейчас процессом перевода системы горздрава на баланс региона занимается рабочая группа, в состав которой вошли представители обоих ведомств, общественность, депутаты и главные врачи горбольниц. Мишарин призвал изучать в этом вопросе опыт других территорий, давно перешедших на новые принципы организации здравоохранения.
«Решение федерального законодателя передать систему здравоохранения в ведение субъекта подчеркивает важность этой отрасли в целом для государства. Этот шаг дает всем жителям государственные гарантии и возлагает на власть особую ответственность. А сама новая система себя вполне оправдывает», — заметил Мишарин.
На коллегии не раз звучали высказывания в пользу того, что в городской системе здравоохранения ничего менять не надо. Чиновники мэрии мотивировали свои заявления тем, что уровень смертности населения в Екатеринбурге относительно прочих областных муниципалитетов не велик — всего 11,3 случая на 1000 человек. Отмечалось, что на территории города работают 7 федеральных учреждений здравоохранения, 43 — областных, 611 — частных и только 33 лечебно-профилактических учреждения, относящихся к муниципальному ведомству. В Екатеринбурге сосредоточена почти половина (48%) всех врачей Свердловской области. Однако губернатор, в свою очередь, отметил, что зарплаты городских медиков при этом ниже, чем у их коллег из областных больниц. Между тем переход всех лечебных учреждений на региональный уровень помог бы ликвидировать эту разницу.
По мнению политолога Анатолий Гагарина, доводы областного министерства здравоохранения, изложенные в докладе министра Аркадия Белявского на коллегии, убедительно доказывают, что перевод больниц на региональный уровень пойдет только на благо городской системе здравоохранения. Привлеченные городской администрацией «специалисты» из числа городских депутатов вроде Нафика Фамиева высказывали в СМИ различные апокалипсические предположения на этот счет — от сокращения городских больниц до уменьшения объемов финансирования. Но из доклада Минздрава видно, что вклады в городское здравоохранение не только не уменьшатся, но и даже вырастут. Увеличатся и зарплаты медиков.
Что касается сокращения финансирования екатеринбургских больниц в этой связи, то такого не произойдет. В больницы Екатеринбурга ежегодно вкладывается 10 миллиардов рублей, и только 2 миллиарда рублей — это средства городского бюджета. Еще столько же вкладывают частные инвесторы. Более 4,3 миллиарда рублей поступают из фонда обязательного медицинского страхования. Эта сумма в дальнейшем будет только расти, поскольку принято решение об увеличении платы из областного бюджета за неработающее население. Еще 550 миллионов рублей вольются в горбольницы из областного бюджета, в дальнейшем они тоже будут увеличиваться.
Индикатором, отражающим доступность и качество первичной помощи, являются жалобы пациентов. За 2010 год количество жалоб жителей Екатеринбурга в Минздрав Свердловской области составило 51%, а за 1 квартал 2011 года количество обращений граждан увеличилось и составило 56% от всех обращений свердловчан. Большинство обращений связано с недостаточной доступностью медицинской помощи, особенно в первичном звене. Численность участковых терапевтов в Екатеринбурге в 1,5 раза ниже необходимого. Проблема дефицита участковых терапевтов в городе решается путем укрупнения врачебных участков с численностью населения, в два и более раза превышающей нормативную. Укрупнение участков снижает доступность первичной помощи и обусловливает необоснованную загруженность узких специалистов, участковых терапевтов. Например, при нормативе 1800 человек на 1 участке — у терапевта ЕКБ № 23 численность обслуживаемого населения выросла с 3823 до 4653 (на 22%), а в ЕКДЦ с 5524 до 6318 (14%). Отсюда и очереди, про которые активно жалуются горожане в СМИ.
Эксперты отмечают ряд факторов, влияющих на снижение доступности медицинской помощи в Екатеринбурге. Помимо недостаточного развития первичного звена здравоохранения, дефицита кадров в этом звене и, как следствие, — низкой доли профилактической деятельности, наблюдается избыток специализированных коек при дефиците первичных. Слабо развиты технологии, замещающие стационарное лечение, недостаточно организована медицинская помощь больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, необоснованно взимается плата за медицинские услуги, входящие в территориальную программу. Таким образом, финансирование городской медицины растет, но эти средства используются неэффективно, и поэтому доступность медпомощи для населения снижается.
«Городские жители должны понимать, что основное финансирование медицинских учреждений производится из федеральной и областной казны. Городские чиновники, противодействуя реализации Федерального закона, по сути, препятствуют воплощению полезных для горожан проектов, направленных на осуществление очень важной социальной функции медицины — предоставление бесплатной помощи, а также строительству и ремонту зданий медучреждений. Например, можно вспомнить брошенное здание городской больницы скорой медицинской помощи в Зеленой роще, вопрос по которому решается с 1999 года», — отмечает Гагарин.
По его словам, причины нежелания чиновников отдавать городскую систему здравоохранения тоже понятны.
«Городская администрация негативно оценивает этот переход, потому что впоследствии они утратят контроль над финансовыми потоками, которые станут прозрачными. А во-вторых, городские власти потеряют электоральный ресурс, утратив над ним административный контроль. Иными словами, больше не смогут воздействовать на людей — персонал и больных. Особенно это касается периода выборов, когда через больницы велась различная агитация. Не секрет, что, например, Ян Габинский депутатский мандат получил прежде всего благодаря пациентам Уральского кардиоинститута», — уверен политолог.
Напомним, что перевод муниципальных учреждений здравоохранения на уровень области (с 1 января 2012 года) регламентирован Федеральным законом №313-ФЗ, согласно которому произойдет интеграция всех уровней здравоохранения — федерального, областного и муниципального. Однако мэрия Екатеринбурга категорически противится исполнению ФЗ изобретает аргумент за аргументом чтобы не отдавать больницы в ведение государства.
Проблему обсудили на недавнем заседании коллегии горздрава и Минздрава под руководством губернатора Александра Мишарина. На совещании отметили, что сейчас процессом перевода системы горздрава на баланс региона занимается рабочая группа, в состав которой вошли представители обоих ведомств, общественность, депутаты и главные врачи горбольниц. Мишарин призвал изучать в этом вопросе опыт других территорий, давно перешедших на новые принципы организации здравоохранения.
«Решение федерального законодателя передать систему здравоохранения в ведение субъекта подчеркивает важность этой отрасли в целом для государства. Этот шаг дает всем жителям государственные гарантии и возлагает на власть особую ответственность. А сама новая система себя вполне оправдывает», — заметил Мишарин.
На коллегии не раз звучали высказывания в пользу того, что в городской системе здравоохранения ничего менять не надо. Чиновники мэрии мотивировали свои заявления тем, что уровень смертности населения в Екатеринбурге относительно прочих областных муниципалитетов не велик — всего 11,3 случая на 1000 человек. Отмечалось, что на территории города работают 7 федеральных учреждений здравоохранения, 43 — областных, 611 — частных и только 33 лечебно-профилактических учреждения, относящихся к муниципальному ведомству. В Екатеринбурге сосредоточена почти половина (48%) всех врачей Свердловской области. Однако губернатор, в свою очередь, отметил, что зарплаты городских медиков при этом ниже, чем у их коллег из областных больниц. Между тем переход всех лечебных учреждений на региональный уровень помог бы ликвидировать эту разницу.
По мнению политолога Анатолий Гагарина, доводы областного министерства здравоохранения, изложенные в докладе министра Аркадия Белявского на коллегии, убедительно доказывают, что перевод больниц на региональный уровень пойдет только на благо городской системе здравоохранения. Привлеченные городской администрацией «специалисты» из числа городских депутатов вроде Нафика Фамиева высказывали в СМИ различные апокалипсические предположения на этот счет — от сокращения городских больниц до уменьшения объемов финансирования. Но из доклада Минздрава видно, что вклады в городское здравоохранение не только не уменьшатся, но и даже вырастут. Увеличатся и зарплаты медиков.
Что касается сокращения финансирования екатеринбургских больниц в этой связи, то такого не произойдет. В больницы Екатеринбурга ежегодно вкладывается 10 миллиардов рублей, и только 2 миллиарда рублей — это средства городского бюджета. Еще столько же вкладывают частные инвесторы. Более 4,3 миллиарда рублей поступают из фонда обязательного медицинского страхования. Эта сумма в дальнейшем будет только расти, поскольку принято решение об увеличении платы из областного бюджета за неработающее население. Еще 550 миллионов рублей вольются в горбольницы из областного бюджета, в дальнейшем они тоже будут увеличиваться.
Индикатором, отражающим доступность и качество первичной помощи, являются жалобы пациентов. За 2010 год количество жалоб жителей Екатеринбурга в Минздрав Свердловской области составило 51%, а за 1 квартал 2011 года количество обращений граждан увеличилось и составило 56% от всех обращений свердловчан. Большинство обращений связано с недостаточной доступностью медицинской помощи, особенно в первичном звене. Численность участковых терапевтов в Екатеринбурге в 1,5 раза ниже необходимого. Проблема дефицита участковых терапевтов в городе решается путем укрупнения врачебных участков с численностью населения, в два и более раза превышающей нормативную. Укрупнение участков снижает доступность первичной помощи и обусловливает необоснованную загруженность узких специалистов, участковых терапевтов. Например, при нормативе 1800 человек на 1 участке — у терапевта ЕКБ № 23 численность обслуживаемого населения выросла с 3823 до 4653 (на 22%), а в ЕКДЦ с 5524 до 6318 (14%). Отсюда и очереди, про которые активно жалуются горожане в СМИ.
Эксперты отмечают ряд факторов, влияющих на снижение доступности медицинской помощи в Екатеринбурге. Помимо недостаточного развития первичного звена здравоохранения, дефицита кадров в этом звене и, как следствие, — низкой доли профилактической деятельности, наблюдается избыток специализированных коек при дефиците первичных. Слабо развиты технологии, замещающие стационарное лечение, недостаточно организована медицинская помощь больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, необоснованно взимается плата за медицинские услуги, входящие в территориальную программу. Таким образом, финансирование городской медицины растет, но эти средства используются неэффективно, и поэтому доступность медпомощи для населения снижается.
«Городские жители должны понимать, что основное финансирование медицинских учреждений производится из федеральной и областной казны. Городские чиновники, противодействуя реализации Федерального закона, по сути, препятствуют воплощению полезных для горожан проектов, направленных на осуществление очень важной социальной функции медицины — предоставление бесплатной помощи, а также строительству и ремонту зданий медучреждений. Например, можно вспомнить брошенное здание городской больницы скорой медицинской помощи в Зеленой роще, вопрос по которому решается с 1999 года», — отмечает Гагарин.
По его словам, причины нежелания чиновников отдавать городскую систему здравоохранения тоже понятны.
«Городская администрация негативно оценивает этот переход, потому что впоследствии они утратят контроль над финансовыми потоками, которые станут прозрачными. А во-вторых, городские власти потеряют электоральный ресурс, утратив над ним административный контроль. Иными словами, больше не смогут воздействовать на людей — персонал и больных. Особенно это касается периода выборов, когда через больницы велась различная агитация. Не секрет, что, например, Ян Габинский депутатский мандат получил прежде всего благодаря пациентам Уральского кардиоинститута», — уверен политолог.
Вероника Мысляева © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Менее половины отловленных в Екатеринбурге бродячих собак удаётся пристроить
Четверг, 28 ноября, 21.29
Карпинского врача обвиняют в смерти пациента
Четверг, 28 ноября, 21.00
Свердловских пожарных вчера вызывали на 10 происшествий с разгулявшимся огнём
Четверг, 28 ноября, 20.01