Уставный суд поставил точку в споре за градостроительные полномочия
Екатеринбуржцы имеют право вмешиваться в городское строительство, а мэрия получила лишние деньги на уборку от грязи и дороги
28.04.2016
Свердловская область законно распоряжается градостроительными полномочиями Екатеринбурга. Уставный суд признал, что передача полномочий не нарушает права екатеринбуржцев и федеральные правовые нормы. Мэрия, конечно, этим решением недовольна. Между тем, стоило бы радоваться. Средства, которые «серый дом» ранее тратил на работу с застройщиками, теперь можно направить на ремонт дорог, на уборку города от грязи и снега.
Уставный суд Свердловской области не нашел претензий к принятому 12 октября 2015 года областному закону «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области».
28 апреля суд отказал депутату гордумы Анатолию Шарапову в удовлетворении иска, в котором было заявлено о несоответствии документа Уставу области и федеральным законам. Передача полномочий, считал парламентарий, нарушает права горожан на землепользование и строительство, участие в вопросах местного значения, поскольку перераспределение полномочий существенно «сузило круг вопросов, которые самостоятельно решаются населением города через органы местного самоуправления и через исторические и местные традиции». Правда, на суде заявитель и представители администрации Екатеринбурга не смогли пояснить, что это за традиции.
По мнению Шарапова, передача полномочий прошла без учета мнения населения и с нарушением норм федерального законодательства, а сами формулировки закона не соответствуют существующим формулировкам Градостроительного Кодекса.
«Оснований не имеется»
Позицию истца в гордуме поддержали не все. По словам начальника судебно-правового отдела управления по юридической работе екатеринбургской думы Виктора Александрова, нарушения прав Анатолия Шарапова, как и других жителей Екатеринбурга, отсутствуют.
«Речь идет о нарушениях прав органов местного самоуправления, а не граждан. И оснований для обращения в суд у Шарапова не имеется. Дело должно быть прекращено», – заявил Виктор Александров в суде.
Консультант государственно-правового управления Заксобрания Екатерина Кадочникова пояснила, что по областному закону из города в область были переданы шесть из девяти полномочий в градостроительной сфере. Речь идет об утверждении и внесении изменений в генплан, выдаче разрешений на строительство и ввод домов в эксплуатацию, развитии застроенных территорий и ряде других, которые, тем не менее, не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления. При этом все принципы легитимности передачи полномочий соблюдены в полном объеме. Так полномочия были переданы не бессрочно, а на шесть лет, закон вступил в силу с начала финансового года, то есть, с 1 января 2016 года.
Анатолий Шарапов: «Я сомневался в том, что жители будут отстранены от местного самоуправления, но сейчас мы видим, что они не отстранены»
Кроме того, чтобы не вмешиваться в компетенцию местного самоуправления и не вносить изменения в нормативно-правовые акты МСУ, предполагается, что при осуществлении своих полномочий правительство будет принимать собственные нормативно-правовые акты.
«Формальное сопоставление»
Директор государственно-правового департамента Игорь Ромшин, представляющий интересы губернатора, уверен, что доводы заявителя о противоречии положений принятого закона Градостроительному Кодексу РФ являются ошибочными.
«Делая выводы о несоответствии закона Уставу Свердловской области, заявитель фактически ограничивается формальным сопоставлением формулировок двух статей нормативных документов. Да, формулировки закона дословно не воспроизводят указанные в Градостроительном Кодексе, но это не означает их противоречие. Содержание статей не выходит за пределы полномочий, указ в Кодексе, а конкретизирует их. Полномочия, как совокупность взаимообусловленных и взаимозависимых прав и обязанностей, невозможно перераспределить частично между двумя органами власти, права, например, оставить местному самоуправлению, а обязанности возложить на органы госвласти», – подчеркнул Игорь Ромшин.
По его словам, вопрос о неправомерности перераспределения полномочий являлся предметом рассмотрения Верховного суда, и было отмечено, что при отсутствии в федеральном законодательстве запрета на перераспределение конкретных полномочий, а также при условии, что они не относятся к исключительной компетенции местного самоуправления, что мы видим в данном случае, перераспределение не противоречит законодательству.
«Более того, Верховный суд утверждал, что право перераспределения полномочий по вопросам местного значения предоставлено органам госвласти непосредственно федеральным законом №131-ФЗ. Поэтому считаю, что областной закон соответствует законодательству РФ и не может рассматриваться как нарушающий права жителей, а также не противоречит Уставу Свердловской области», – считает директор государственно-правового департамента.
«Уважаю решение суда»
Представители ответчика также пояснили, что при принятии важных и региональных нормативных актов общественная поддержка имеет очень большое значение. Поэтому градостроительная сфера также не останется за рамками общественного обсуждения. Решение о проведении слушаний будет принимать отраслевой министр. Также закон учитывает мнение жителей, поскольку принимался депутатами, в том числе представляющими Екатеринбург.
Председатель Уставного суда Вадим Пантелеев, оглашая решение, подчеркнул, что оспариваемый документ соответствует федеральному законодательству и Уставу Свердловской области, как по содержанию, так и по всем процедурам его рассмотрения и принятия.
«Настоящее постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом», – подытожил Вадим Пантелеев.
Депутат и истец Анатолий Шарапов, пришедший на оглашение вердикта, отметил, что доводы суда ему понятны, и результаты рассмотрения дела его вполне удовлетворили.
«Я сомневался в том, что жители будут отстранены от местного самоуправления, но сейчас мы видим, что они не отстранены. Вместе с моим представителем мы внимательно изучим постановление суда и будем делать какие-то выводы. Я уважаю решение Уставного суда. Это конечная инстанция, и ее решения обжалованию не подлежат», – подчеркнул Анатолий Шарапов.
Горожане выигрывают
В министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, куда и перешли градостроительные полномочия, заявляют, что регион, взяв бразды правления в свои руки, в отличие от города, сумеет решить актуальные проблемы самого крупного муниципалитета Среднего Урала. Это позволит не только избежать бездумной точечной застройки территорий в Екатеринбурге, но и ликвидировать волокиту в получении разрешительных документов.
Ранее строители Екатеринбурга жаловались, что по иным объектам мэрия принимала решения годами, если не десятилетиями. Сейчас задача минстроя – повысить информационную открытость всех процедур в градостроительной сфере, обеспечить благоприятный инвестиционный климат и привлекательность города для серьезных инвесторов.
По мнению чиновников, свои «бонусы» от передачи полномочий Екатеринбург получила и администрация Екатеринбурга. Высвободившиеся средства городской казны, которые раньше шли именно на обеспечение градостроительных полномочий, теперь можно будет направить на развитие социальной инфраструктуры, общественный транспорт, благоустройство, очищение города от грязи, восстановление дорог и так далее.
Уставный суд Свердловской области не нашел претензий к принятому 12 октября 2015 года областному закону «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области».
28 апреля суд отказал депутату гордумы Анатолию Шарапову в удовлетворении иска, в котором было заявлено о несоответствии документа Уставу области и федеральным законам. Передача полномочий, считал парламентарий, нарушает права горожан на землепользование и строительство, участие в вопросах местного значения, поскольку перераспределение полномочий существенно «сузило круг вопросов, которые самостоятельно решаются населением города через органы местного самоуправления и через исторические и местные традиции». Правда, на суде заявитель и представители администрации Екатеринбурга не смогли пояснить, что это за традиции.
По мнению Шарапова, передача полномочий прошла без учета мнения населения и с нарушением норм федерального законодательства, а сами формулировки закона не соответствуют существующим формулировкам Градостроительного Кодекса.
«Оснований не имеется»
Позицию истца в гордуме поддержали не все. По словам начальника судебно-правового отдела управления по юридической работе екатеринбургской думы Виктора Александрова, нарушения прав Анатолия Шарапова, как и других жителей Екатеринбурга, отсутствуют.
«Речь идет о нарушениях прав органов местного самоуправления, а не граждан. И оснований для обращения в суд у Шарапова не имеется. Дело должно быть прекращено», – заявил Виктор Александров в суде.
Консультант государственно-правового управления Заксобрания Екатерина Кадочникова пояснила, что по областному закону из города в область были переданы шесть из девяти полномочий в градостроительной сфере. Речь идет об утверждении и внесении изменений в генплан, выдаче разрешений на строительство и ввод домов в эксплуатацию, развитии застроенных территорий и ряде других, которые, тем не менее, не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления. При этом все принципы легитимности передачи полномочий соблюдены в полном объеме. Так полномочия были переданы не бессрочно, а на шесть лет, закон вступил в силу с начала финансового года, то есть, с 1 января 2016 года.
Анатолий Шарапов: «Я сомневался в том, что жители будут отстранены от местного самоуправления, но сейчас мы видим, что они не отстранены»
Кроме того, чтобы не вмешиваться в компетенцию местного самоуправления и не вносить изменения в нормативно-правовые акты МСУ, предполагается, что при осуществлении своих полномочий правительство будет принимать собственные нормативно-правовые акты.
«Формальное сопоставление»
Директор государственно-правового департамента Игорь Ромшин, представляющий интересы губернатора, уверен, что доводы заявителя о противоречии положений принятого закона Градостроительному Кодексу РФ являются ошибочными.
«Делая выводы о несоответствии закона Уставу Свердловской области, заявитель фактически ограничивается формальным сопоставлением формулировок двух статей нормативных документов. Да, формулировки закона дословно не воспроизводят указанные в Градостроительном Кодексе, но это не означает их противоречие. Содержание статей не выходит за пределы полномочий, указ в Кодексе, а конкретизирует их. Полномочия, как совокупность взаимообусловленных и взаимозависимых прав и обязанностей, невозможно перераспределить частично между двумя органами власти, права, например, оставить местному самоуправлению, а обязанности возложить на органы госвласти», – подчеркнул Игорь Ромшин.
По его словам, вопрос о неправомерности перераспределения полномочий являлся предметом рассмотрения Верховного суда, и было отмечено, что при отсутствии в федеральном законодательстве запрета на перераспределение конкретных полномочий, а также при условии, что они не относятся к исключительной компетенции местного самоуправления, что мы видим в данном случае, перераспределение не противоречит законодательству.
«Более того, Верховный суд утверждал, что право перераспределения полномочий по вопросам местного значения предоставлено органам госвласти непосредственно федеральным законом №131-ФЗ. Поэтому считаю, что областной закон соответствует законодательству РФ и не может рассматриваться как нарушающий права жителей, а также не противоречит Уставу Свердловской области», – считает директор государственно-правового департамента.
«Уважаю решение суда»
Представители ответчика также пояснили, что при принятии важных и региональных нормативных актов общественная поддержка имеет очень большое значение. Поэтому градостроительная сфера также не останется за рамками общественного обсуждения. Решение о проведении слушаний будет принимать отраслевой министр. Также закон учитывает мнение жителей, поскольку принимался депутатами, в том числе представляющими Екатеринбург.
Председатель Уставного суда Вадим Пантелеев, оглашая решение, подчеркнул, что оспариваемый документ соответствует федеральному законодательству и Уставу Свердловской области, как по содержанию, так и по всем процедурам его рассмотрения и принятия.
«Настоящее постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом», – подытожил Вадим Пантелеев.
Депутат и истец Анатолий Шарапов, пришедший на оглашение вердикта, отметил, что доводы суда ему понятны, и результаты рассмотрения дела его вполне удовлетворили.
«Я сомневался в том, что жители будут отстранены от местного самоуправления, но сейчас мы видим, что они не отстранены. Вместе с моим представителем мы внимательно изучим постановление суда и будем делать какие-то выводы. Я уважаю решение Уставного суда. Это конечная инстанция, и ее решения обжалованию не подлежат», – подчеркнул Анатолий Шарапов.
Горожане выигрывают
В министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, куда и перешли градостроительные полномочия, заявляют, что регион, взяв бразды правления в свои руки, в отличие от города, сумеет решить актуальные проблемы самого крупного муниципалитета Среднего Урала. Это позволит не только избежать бездумной точечной застройки территорий в Екатеринбурге, но и ликвидировать волокиту в получении разрешительных документов.
Ранее строители Екатеринбурга жаловались, что по иным объектам мэрия принимала решения годами, если не десятилетиями. Сейчас задача минстроя – повысить информационную открытость всех процедур в градостроительной сфере, обеспечить благоприятный инвестиционный климат и привлекательность города для серьезных инвесторов.
По мнению чиновников, свои «бонусы» от передачи полномочий Екатеринбург получила и администрация Екатеринбурга. Высвободившиеся средства городской казны, которые раньше шли именно на обеспечение градостроительных полномочий, теперь можно будет направить на развитие социальной инфраструктуры, общественный транспорт, благоустройство, очищение города от грязи, восстановление дорог и так далее.
Денис Евстафьев © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
73% екатеринбурженок ждут подарок-сюрприз на День матери
Суббота, 23 ноября, 16.43
Бастрыкин поручил доложить о расследовании ДТП, в котором погибли двое юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 16.42
Дмитрий Медведев посетил «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле
Суббота, 23 ноября, 16.19