Иннопром-2011: причины и последствия провала
18.07.2011
«Иннопром-2011» прошел, как и ожидалось, без особого внимания со стороны как федеральных СМИ, так и федеральных политиков и чиновников. О причинах провала выставки и о последствиях этого провала читайте в нашем аналитическом материале.
Для начала необходимо разобраться в критериях, по которым оценивается качество выставки. Для чего вообще проводятся выставки? Цель участника выставки — продемонстрировать те товары или услуги, которые он производит и продает, показать их конкурентные преимущества; в идеале — заключить конкретные договоры о сотрудничестве или поставке. На деле заключения договоров на самой выставке, как правило, не происходит. Однако подписание протоколов о намерениях, обмен контактами, налаживание связей с новыми потенциальными поставщиками и потребителями — это как раз то, ради чего предприниматели принимают участие в выставках.
Есть важное отличие «Иннопрома» от выставок туристических, мебельных или строительных компаний. Мебельщики и строители ищут (и находят) на своих мероприятиях новых поставщиков и новых покупателей. Гости таких выставок находят то же самое. Здесь минимально участие госорганов — подобные виды бизнеса прекрасно научились работать с минимальной поддержкой госорганов (а то и вовсе без нее), способны к самоорганизации благодаря наличию профессиональных сообществ и имеют многолетний опыт такой работы.
Инновации, которые демонстрировал «Иннопром», в очень небольшой степени нуждаются в новых поставщиках. В сбыте — наверное, да, кому ж не нужен дополнительный сбыт. Но более всего инновации в нашей стране нуждаются в инвестициях. Без инвестора, который готов вложить деньги в новую технологию или идею, любая инновация останется проектом, который не принесет пользы народному хозяйству. Как сказано на официальном сайте Иннопрома, «цель выставки — представить передовые технологии, содействовать распространению инноваций и развитию деловых связей».
И тут мы подходим к главному. Перед организаторами «Иннопрома-2011» фактически стояло две задачи. Первая — привлечь на выставку так называемых инноваторов — предприятия, разработавшие некие новые технологии, и предприятия, которые новые технологии уже внедрили и используют в своей работе. Вторая задача — привлечь на выставку серьезный федеральный политический ресурс.
Политический ресурс или политическая составляющая в масштабных выставках общефедерального уровня «тянет» за собой и экономическую. Если на мероприятие приезжает Президент, премьер, федеральные министры — то такая постановка вопроса де-факто делает обязательным посещение мероприятия и для представителей банковского сектора, и для федеральных средств массовой информации, и для региональных лидеров и для практически всех более-менее значимых потенциальных потребителей экспонируемых товаров, услуг или инноваций.
За провалом выставки «Иннопром-2011» ожидается череда громких отставок и уголовных дел
Присутствие первых лиц государства, которые сегодня декларируют внедрение инноваций, гарантировало бы заключение как минимум протоколов о намерениях с потенциальными инвесторами.
Справились ли организаторы выставки с поставленными задачами?
Сегодня можно сказать, что выставка «Иннопром-2011» — это классический epic fail, история провала.
Какие инновации мы видели на выставке? Может быть, это были инновации от автопроизводителя Mercedes? Может быть, но это инновации германской компании, в составе уже готовых автомобилей, которые и экспонировались. Может быть, это были инновации от строительных компаний, которых на выставке было несколько? Или инновацией можно назвать стенд Сбербанка, на котором рекламировались депозиты и кредиты? Многие посетители были единодушны — в павильонах «Екатеринбург-Экспо» собрали не тех, кто имеет отношение к теме выставки, а тех, с кем удалось договориться.
Какова же ситуация с первыми лицами? Еще хуже, чем с инновациями. На выставке не было не только Президента и премьер-министра, но и руководителей администрации Президента и глав федеральных министерств. Присутствовали заместители федеральных министров, но это явно не те люди, за которыми косяком идут инвесторы и банкиры.
Что же мы имеем в итоге выставки? Инноваторов было, мягко говоря, меньше, чем предполагалось; руководители государства Иннопром не посетили; скандалы, связанные с тратами на проект, не закончились, а, в свете провала выставки, получают второе дыхание.
Даже в дни выставки Екатеринбург-ЭКСПО сотрясали скандалы. Депутат Волков выяснил, что один из павильонов Екатеринбург-ЭКСПО эксплуатируется незаконно
Причины провала
С самого начала реализации проекта Екатеринбург-ЭКСПО (а было это год назад) многим было очевидно, что без грамотной пиар-поддержки это мероприятие успехом не увенчается. Одной из главных ошибок организаторов стало то, что «пиарить» они были готовы только непосредственно выставку «Иннопром-2011». А на деле в пиаре нуждалась сама стройка объекта Екатеринбург-ЭКСПО. Именно к стройке было приковано внимание прессы и политиков большую часть последнего года. Именно здесь разворачивались и разворачиваются коррупционные скандалы и скандалы, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств.
Сегодня необходимо констатировать: информационное освещение «Иннопрома-2011» началось задолго до выставки, было бесконтрольным и крайне негативно сказалось как на тех лицах, кто отвечал за реализацию проекта, так и на результатах самой выставки «Иннопром-2011».
Что же касается ответственных за сам комплекс «Екатеринбург-ЭКСПО», то они были настолько увлечены авралом на объекте (последние приготовления к выставке делались в ночь перед открытием), что на информационное сопровождение, похоже, просто махнули рукой.
Вероятнее всего, именно по причине такого бездарного пиара первые лица страны не решились посетить мероприятие, ограничившись видеоконференцией. Ничего удивительного в этом нет: никто даже не делал секрета из того, что стройка ведется на болоте (если точнее — на заросшем озере), в крайне сжатые сроки и в СМИ постоянно возникают какие-то утечки о мутных схемах финансирования. В таких условиях спецслужбам, отвечающим за безопасность руководителей страны и правительства нетрудно сделать выводы о низкой надежности самих зданий комплекса «Екатеринбург-ЭКСПО».
Мало того, что надежность такого объекта вызывает вопросы: в предвыборный период визит на многократно оскандалившуюся выставку грозит и имиджевыми потерями. А на пороге — кампания в Госдуму, а там не за горами и выборы Президента.
Последствия провала
Оценка руководителям проекта выставляется по итогам мероприятия. При этом главным критерием, как правило, является факт посещения или непосещения мероприятия первыми лицами государства.
У губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя было любимое детище — Российский Экономический Форум. Мероприятие это проводилось регулярно и особых практических целей для экономики России не имело. Но имело важное прикладное значение. Поскольку Россель был фигурой федерального масштаба и среди региональных элит пользовался большим авторитетом, по Российскому Экономическому Форуму можно было отслеживать степень влияния уральского губернатора в конкретный момент. А именно — по количеству статусных федеральных гостей. Некоторое время РЭФ Росселя посещали первые лица государства. Поэтому неудивительно, что, когда на форум стали приезжать лишь вице-премьеры, сразу начинали вестись разговоры о провале форума и резком снижении популярности и влияния Росселя.
Да, кстати, на Иннопром-2011 не приехали не только руководители государства и вице-премьеры, но и вообще не было ни одного федерального министра. Главы федеральных министерств ограничились тем, что отправили своих заместителей.
Что бы это значило, как говорится? Тут два варианта: или «нашлись дела поважнее» или же у руководителей страны были все основания проигнорировать инновационную пустышку. А может быть — все вместе.
Так или иначе, но во время проведения «Иннопрома-2011» премьер Владимир Путин вместо Екатеринбурга оказался в Магнитогорске, на металлургическом комбинате, где принял участие в запуске нового стана. Оценка Иннопрому, таким образом, выставлена.
Как показывает опыт последних лет, в России при реализации крупных проектов (а «Екатеринбург-Экспо» проект, безусловно, крупный — хотя бы по масштабам финансирования) возможны нарушения, как в части сроков, так и в части расходования выделенных бюджетных средств. Однако на эти нарушения все закроют глаза в случае, если на объекте побывали и высказали свое одобрение первые лица государства — Президент, премьер-министр, руководители администрации Президента и главы федеральных министерств. Чем большее количестве статусных персон побывало на мероприятии, тем большие перспективы ждут руководителей, которые участвовали в его реализации.
И наоборот — если мероприятие провалилось, соучастники проекта могут стать фигурантами уголовных дел по растратам и нецелевому использованию бюджетных средств.
Информационные «сливы» об отставке министра Максимова и его преследованиях правоохранительными органами в случае провала «Иннопрома-2011» шли на протяжении всего строительства «Екатеринбург-ЭКСПО
У чиновничьих карьерных взлетов и падений есть своя логика. Реализация сложного проекта в условиях цейтнота и недостатка финансирования добавляет очков всем участникам команды, которая участвовала в проекте. Точно так же провал проекта, который реализовывался в условиях практически бесконтрольного расходования огромных бюджетных средств, щедро наделяет команду штрафными баллами. Обычно после такого провала команда избавляется от человека, провалившего проект.
Для начала необходимо разобраться в критериях, по которым оценивается качество выставки. Для чего вообще проводятся выставки? Цель участника выставки — продемонстрировать те товары или услуги, которые он производит и продает, показать их конкурентные преимущества; в идеале — заключить конкретные договоры о сотрудничестве или поставке. На деле заключения договоров на самой выставке, как правило, не происходит. Однако подписание протоколов о намерениях, обмен контактами, налаживание связей с новыми потенциальными поставщиками и потребителями — это как раз то, ради чего предприниматели принимают участие в выставках.
Есть важное отличие «Иннопрома» от выставок туристических, мебельных или строительных компаний. Мебельщики и строители ищут (и находят) на своих мероприятиях новых поставщиков и новых покупателей. Гости таких выставок находят то же самое. Здесь минимально участие госорганов — подобные виды бизнеса прекрасно научились работать с минимальной поддержкой госорганов (а то и вовсе без нее), способны к самоорганизации благодаря наличию профессиональных сообществ и имеют многолетний опыт такой работы.
Инновации, которые демонстрировал «Иннопром», в очень небольшой степени нуждаются в новых поставщиках. В сбыте — наверное, да, кому ж не нужен дополнительный сбыт. Но более всего инновации в нашей стране нуждаются в инвестициях. Без инвестора, который готов вложить деньги в новую технологию или идею, любая инновация останется проектом, который не принесет пользы народному хозяйству. Как сказано на официальном сайте Иннопрома, «цель выставки — представить передовые технологии, содействовать распространению инноваций и развитию деловых связей».
И тут мы подходим к главному. Перед организаторами «Иннопрома-2011» фактически стояло две задачи. Первая — привлечь на выставку так называемых инноваторов — предприятия, разработавшие некие новые технологии, и предприятия, которые новые технологии уже внедрили и используют в своей работе. Вторая задача — привлечь на выставку серьезный федеральный политический ресурс.
Политический ресурс или политическая составляющая в масштабных выставках общефедерального уровня «тянет» за собой и экономическую. Если на мероприятие приезжает Президент, премьер, федеральные министры — то такая постановка вопроса де-факто делает обязательным посещение мероприятия и для представителей банковского сектора, и для федеральных средств массовой информации, и для региональных лидеров и для практически всех более-менее значимых потенциальных потребителей экспонируемых товаров, услуг или инноваций.
За провалом выставки «Иннопром-2011» ожидается череда громких отставок и уголовных дел
Присутствие первых лиц государства, которые сегодня декларируют внедрение инноваций, гарантировало бы заключение как минимум протоколов о намерениях с потенциальными инвесторами.
Справились ли организаторы выставки с поставленными задачами?
Сегодня можно сказать, что выставка «Иннопром-2011» — это классический epic fail, история провала.
Какие инновации мы видели на выставке? Может быть, это были инновации от автопроизводителя Mercedes? Может быть, но это инновации германской компании, в составе уже готовых автомобилей, которые и экспонировались. Может быть, это были инновации от строительных компаний, которых на выставке было несколько? Или инновацией можно назвать стенд Сбербанка, на котором рекламировались депозиты и кредиты? Многие посетители были единодушны — в павильонах «Екатеринбург-Экспо» собрали не тех, кто имеет отношение к теме выставки, а тех, с кем удалось договориться.
Какова же ситуация с первыми лицами? Еще хуже, чем с инновациями. На выставке не было не только Президента и премьер-министра, но и руководителей администрации Президента и глав федеральных министерств. Присутствовали заместители федеральных министров, но это явно не те люди, за которыми косяком идут инвесторы и банкиры.
Что же мы имеем в итоге выставки? Инноваторов было, мягко говоря, меньше, чем предполагалось; руководители государства Иннопром не посетили; скандалы, связанные с тратами на проект, не закончились, а, в свете провала выставки, получают второе дыхание.
Даже в дни выставки Екатеринбург-ЭКСПО сотрясали скандалы. Депутат Волков выяснил, что один из павильонов Екатеринбург-ЭКСПО эксплуатируется незаконно
Причины провала
С самого начала реализации проекта Екатеринбург-ЭКСПО (а было это год назад) многим было очевидно, что без грамотной пиар-поддержки это мероприятие успехом не увенчается. Одной из главных ошибок организаторов стало то, что «пиарить» они были готовы только непосредственно выставку «Иннопром-2011». А на деле в пиаре нуждалась сама стройка объекта Екатеринбург-ЭКСПО. Именно к стройке было приковано внимание прессы и политиков большую часть последнего года. Именно здесь разворачивались и разворачиваются коррупционные скандалы и скандалы, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств.
Сегодня необходимо констатировать: информационное освещение «Иннопрома-2011» началось задолго до выставки, было бесконтрольным и крайне негативно сказалось как на тех лицах, кто отвечал за реализацию проекта, так и на результатах самой выставки «Иннопром-2011».
Что же касается ответственных за сам комплекс «Екатеринбург-ЭКСПО», то они были настолько увлечены авралом на объекте (последние приготовления к выставке делались в ночь перед открытием), что на информационное сопровождение, похоже, просто махнули рукой.
Вероятнее всего, именно по причине такого бездарного пиара первые лица страны не решились посетить мероприятие, ограничившись видеоконференцией. Ничего удивительного в этом нет: никто даже не делал секрета из того, что стройка ведется на болоте (если точнее — на заросшем озере), в крайне сжатые сроки и в СМИ постоянно возникают какие-то утечки о мутных схемах финансирования. В таких условиях спецслужбам, отвечающим за безопасность руководителей страны и правительства нетрудно сделать выводы о низкой надежности самих зданий комплекса «Екатеринбург-ЭКСПО».
Мало того, что надежность такого объекта вызывает вопросы: в предвыборный период визит на многократно оскандалившуюся выставку грозит и имиджевыми потерями. А на пороге — кампания в Госдуму, а там не за горами и выборы Президента.
Последствия провала
Оценка руководителям проекта выставляется по итогам мероприятия. При этом главным критерием, как правило, является факт посещения или непосещения мероприятия первыми лицами государства.
У губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя было любимое детище — Российский Экономический Форум. Мероприятие это проводилось регулярно и особых практических целей для экономики России не имело. Но имело важное прикладное значение. Поскольку Россель был фигурой федерального масштаба и среди региональных элит пользовался большим авторитетом, по Российскому Экономическому Форуму можно было отслеживать степень влияния уральского губернатора в конкретный момент. А именно — по количеству статусных федеральных гостей. Некоторое время РЭФ Росселя посещали первые лица государства. Поэтому неудивительно, что, когда на форум стали приезжать лишь вице-премьеры, сразу начинали вестись разговоры о провале форума и резком снижении популярности и влияния Росселя.
Да, кстати, на Иннопром-2011 не приехали не только руководители государства и вице-премьеры, но и вообще не было ни одного федерального министра. Главы федеральных министерств ограничились тем, что отправили своих заместителей.
Что бы это значило, как говорится? Тут два варианта: или «нашлись дела поважнее» или же у руководителей страны были все основания проигнорировать инновационную пустышку. А может быть — все вместе.
Так или иначе, но во время проведения «Иннопрома-2011» премьер Владимир Путин вместо Екатеринбурга оказался в Магнитогорске, на металлургическом комбинате, где принял участие в запуске нового стана. Оценка Иннопрому, таким образом, выставлена.
Как показывает опыт последних лет, в России при реализации крупных проектов (а «Екатеринбург-Экспо» проект, безусловно, крупный — хотя бы по масштабам финансирования) возможны нарушения, как в части сроков, так и в части расходования выделенных бюджетных средств. Однако на эти нарушения все закроют глаза в случае, если на объекте побывали и высказали свое одобрение первые лица государства — Президент, премьер-министр, руководители администрации Президента и главы федеральных министерств. Чем большее количестве статусных персон побывало на мероприятии, тем большие перспективы ждут руководителей, которые участвовали в его реализации.
И наоборот — если мероприятие провалилось, соучастники проекта могут стать фигурантами уголовных дел по растратам и нецелевому использованию бюджетных средств.
Информационные «сливы» об отставке министра Максимова и его преследованиях правоохранительными органами в случае провала «Иннопрома-2011» шли на протяжении всего строительства «Екатеринбург-ЭКСПО
У чиновничьих карьерных взлетов и падений есть своя логика. Реализация сложного проекта в условиях цейтнота и недостатка финансирования добавляет очков всем участникам команды, которая участвовала в проекте. Точно так же провал проекта, который реализовывался в условиях практически бесконтрольного расходования огромных бюджетных средств, щедро наделяет команду штрафными баллами. Обычно после такого провала команда избавляется от человека, провалившего проект.
Вечерние Ведомости © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
За год на трассах Свердловской области спасли сотни жизней
Понедельник, 29 декабря, 20.27
Археологические находки вынуждают менять планы по застройке Старого ВИЗа
Понедельник, 29 декабря, 19.58
Молодой водитель осуждён за гибель пассажира в ДТП на трассе под посёлком Шаля
Понедельник, 29 декабря, 19.44