Возрастное ограничение 18+

Куда пропадают трамваи, которые испытывают на улицах Екатеринбурга

И сколько последних разработок Уралтрансмаша удалось запустить в серийное производство

21.47 Среда, 17 февраля 2021
Недавно вступивший в должность Главы Екатеринбурга Алексей Орлов заявил, что городу нужно срочно обновить парк трамваев и троллейбусов. — «Это уже прошлый век, когда кабина водителя трамвая отапливается ТЭНом», — заявил он в интервью изданию Е1.

Один из потенциальных поставщиков трамваев в Екатеринбург — завод «Уралтрансмаш» (в настоящее время входит в холдинг «Уралвагонзавод» госкорпорации «Ростех»), на улицах в последние годы испытывались несколько моделей его производства, однако на городских маршрутах их сейчас не видно. Недавно обкатку начала проходить очередная модель УТМ — ретро-вагон 71-415Р, однако и его выпускать на городские маршруты не планируется. О том, где теперь все вагоны, которые испытывали на улицах Екатеринбурга, и сколько обкатанных моделей попали в серийное производство — в материале veved.ru.

Трамваи на Уралтрансмаше стали выпускать с 1997 года, когда был произведён первый экспериментальный вагон СПЕКТР-1. К слову, СПЕКТР — это аббревиатура, расшифровывающаяся как Совместное Производство ЕКатеринбургских ТРамваев. В 1999 году была выпущена первая серийная модель СПЕКТР, которая впоследствии поставлялась в восемь российских городов, а также в Ташкент.

В 2000-е на Уралтрансмаше было разработано ещё три модели трамваев — 71-403, 71-405 и 71-407, причём последняя стала первым полунизкопольным трамваем (площадь низкопольной части пассажирского салона составляет 39%), выпущенным на заводе. Все они успешно прошли испытания и поставлялись в разные города России (в основном в Екатеринбург, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Самару, Тулу).

В начале 2011 года основным владельцем ОАО «Уралтрансмаш» стало ОАО НПК «Уралвагонзавод», которое выкупило более 99% акций завода у Росимущества. Таким образом екатеринбургское предприятие вошло в корпорацию «Уралвагонзавод».

В 2010-е на Уралтрансмаше было разработано ещё несколько моделей трамвайных вагонов, в том числе полностью низкопольные, однако ни один из этих вагонов сейчас не ходит по екатеринбургским маршрутам, несмотря на то, что обкатывались все они в Екатеринбурге.

71-409. Первый полностью низкопольный российский трамвай


Первый вагон 71-409 был построен в октябре 2011 года. Он был презентован как первый полностью низкопольный трамвай, произведённый на территории СНГ, и вскоре передан в Западное трамвайное депо Екатеринбурга.

Куда пропадают трамваи, которые испытывают на улицах Екатеринбурга

Вагон 71-409 в Западном трамвайном депо Екатеринбурга. Фото: volganet.ru/CC-BY-SA 3.0


В июле 2012 года вагон был перекрашен в сине-зелёные цвета и представлен на выставке «Иннопром», а уже в августе отправлен на улицы Екатеринбурга для прохождения испытаний, получив номер 991. Примечательно, что вместе с перекраской на вагоне поменяли и эмблему — заменив «Уралтрансмаш» на «УВЗ».

В трамвае модели 71-409 имеется 42 места для сидения, а общая вместимость — 210 пассажиров, что на 30% больше, чем в обычном трамвае. В ходе первого этапа испытаний пассажиров имитировали мешки с песком — с ними вагон проехал улицам Екатеринбурга порядка 400 километров, после чего был возвращён на завод для доработок и перекраски обратно в красно-белые цвета.

Наиболее критичным недостатком оказалось то, что вагон не мог проходить кривые малого радиуса — крайние секции при прохождении таких кривых буквально сдавливали среднюю. По словам блогера Ивана Соломина, известного также как tramekb, именно из-за обилия кривых малого радиуса в Екатеринбурге не эксплуатируются сочленённые трамвайные вагоны.


Вагон 71-409 после перекраски. Фото: tramekb.livejournal.com


После устранения недостатков в июне 2013 года трамвай был направлен для прохождения повторных испытаний на линиях Екатеринбурга, которые проводились с 20 июня 2013 года по 13 января 2014 года. После завершения испытаний вагон отправился в Нижний Новгород, где эксплуатируется по настоящее время. Он так и остался единственным выпущенным вагоном этой модели.

71-410. Футуристичный «iPhone на рельсах»



71-410 на выставке «Иннопром-2014»


В июне 2014 года на выставке «Иннопром» был представлен концептуальный макет (кузов без ходовой части) трамвая 71-410 или R1 (Russia One). Как и его предшественник, он представлял из себя трёхсекционный полностью низкопольный трамвай, однако резко выделялся своим футуристичным дизайном, благодаря которому произвёл настоящий фурор. Трамвай отметил посетивший выставку премьер-министр Дмитрий Медведев, о новинке российского трамваестроения заговорили далеко за пределами страны.
Внешность трамвая разработало ОКБ «Атом» под руководством креативного директора Алексея Маслова, который с 2010 года сотрудничал с корпорацией «Уралвагонзавод» и участвовал в её ребрендинге.

Как пояснял Маслов, на дизайн его вдохновил «чёрный уральский самоцвет в металлической оправе, зеркальная поверхность которого в буквальном смысле отражает в себе город, становясь его неотъемлемой и гармоничной частью».

Салон R1 рассчитан на 250 пассажиров, в базовой комплектации предусматривались навигация ГЛОНАСС, GPS, Wi-Fi, аудиосистема, которая бы подбирала музыку под погоду и время суток. В трамвае установлены антибактериальные поручни и подогрев ступеней против образования наледи. 79,5 % комплектующих для трамвая предполагалось производить в России, остальные — в Австрии и Германии.

Американский дизайнер Крис Бэнгл, разрабатывавший дизайн для автомобилей BMW и Rolls Royce, назвал прототип R1 «замечательной работой» и отметил, что «не ожидал увидеть в России подобный уровень промдизайна».

После «Иннопрома» R1 был выставлен на московской выставке «ЭкспоСитиТранс» осенью 2014 года, где тоже привлёк внимание СМИ и блогеров.

25 сентября 2015 года в Сингапуре корпорация «Уралвагонзавод» и ОКБ «Атом» выиграли престижную мировую награду в области дизайна «Red Dot Design Award» в номинации «Design Concept» за трамвай R1.

В то же время модель 71-410 подверглась критике – в первую очередь обращали внимание на незащищенность водителя трамвая при лобовом столкновении и травмоопасность для пешеходов. В компоновке салона выделялось небольшое количество посадочных мест. Кроме того, специалисты отметили низкую ремонтопригодность Russia One.

В ходе «Иннопрома» между Уралвагонзаводом и Администрацией Екатеринбурга было подписано соглашение о намерениях на поставку 50 вагонов R1. Озвучивались оптимистичные сроки – к началу Чемпионата Мира по футболу 2018 года. Стоимость одного вагона оценивалась в 50 миллионов рублей.

Однако в итоге R1 так и остался на уровне концепта — ни одного трамвая этой модели, способного хотя бы дойти до стадии испытаний в городских условиях, произведено не было. В числе причин этого назывались отсутствие эффективного механизма взаимодействия малой инновационной компании и крупной промышленной структуры, кризисные явления 2014—2015 годов, санкции стран Запада и наличие у конкурентов более дешёвых моделей.

8 ноября 2017 года директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех» (с 2016 года владеющей «Уралвагонзаводом») Василий Бровко заявил, что принято окончательное решение отказаться от серийного производства R1.

Кузов единственного вагона 71-410, некогда производивший ажиотаж на выставках, сейчас стоит на заднем дворе Уралтрансмаша подобно музейному экспонату.


71-410 на задворках Уралтрансмаша. Фото: Владимир Жабриков / Ura.ru


71-409-01. Несбывшаяся мечта для Мундиаля


В июле 2015 года на улицы Екатеринбурга вышла обновлённая модель вагона 71-409 с изменённой конструкцией лобовой и хвостовой маски, получившая цифровой код 71-409-01. Екатеринбург в этот раз не стал первым городом, который увидел новинку — до этого, в начале 2015 года, первый вагон этой модели уже проходил испытания в Волгограде.

Так же как и в случае с 71-409, сперва новые трамваи возили мешки с песком, а с октября перешли на эксплуатационные испытания с пассажирами — сначала на маршруте №18, затем на маршруте №2.


71-409-01. Фото: Владислав Постников / Вечерние ведомости


71-409-01 оснащен кондиционером (правда, только для водителя), системой видеонаблюдения, передающей информацию о состоянии внутри и снаружи вагона на экраны мониторов в кабине водителя.

По расчётам специалистов, благодаря компоновке салона и низкопольности на всём его протяжении трамвай 71-409-01 стал значительно удобнее не только для маломобильных лиц, но и обеспечивал более быстрый (на 30—40%) процесс высадки-посадки всех пассажиров. Шли разговоры о том, что трамваи 71-409-01 будут закуплены для Екатеринбурга чтобы возить гостей Чемпионата мира 2018 года, однако этим планам не суждено было сбыться.

После нескольких месяцев эксплуатации вагоны из Екатеринбурга и Волгограда из-за неисправностей были возвращены на завод для ремонта. После ремонта они поступили в Казань, туда же был отправлен и третий вагон 71-409-01, на настоящий момент последний выпущенный экземпляр этой модели.

Вместе с 71-409-01 на обкатку в Екатеринбурге вышла и модель 71-407-01. Забегая вперёд, скажем, что это единственная по-настоящему серийная модель, о которой пойдёт речь – к моменту написания материала было произведено 90 вагонов, которые были поставлены в шесть городов России (наибольшее количество в Казань — 37), но Екатеринбург закупил лишь 5 из них. 71-407-01 по дизайну кабины и хвоста похожа на 71-409-01, но выполнена на четырёхосной тележке, низкопольность у неё такая же, как и у модели 71-407 — 39%. Все пять поставленных в Екатеринбург вагонов 71-407-01 приписаны к Северному трамвайному депо и работают сейчас на маршруте №2.

71-412. Новый кузов на старой чешской тележке


В 2018 году корпорация «Уралвагонзавод» представила на «Иннопроме» две новые модели трамваев: модернизированную на чешской тележке и инновационную.

Модель 71-412 презентовали как результат глубокой модернизации уже эксплуатирующегося на российских линиях подвижного состава чешского производства. В этой модели на шасси от вагона Tatra T3SU установлен новый кузов, разработанный на базе кузова Vario LF производства чешской компании Pragoimex. Как пояснил гендиректор Уралтрансмаша Владимир Городилов, вагоны могут устанавливаться и на тележки других производителей. В салоне вагона 29 мест для сидения, общая вместимость 178 человек. Скорость модернизированного вагона — до 75 км/ч, заявленный срок службы — не менее 20 лет.

«В прошлом году Уралвагонзавод и наш чешский партнер, компания Pragoimex, в рамках Российско-Чешского экономического форума в Москве подписали в присутствии президента Чехии Милоша Земана меморандум о передаче технической документации по модернизации трамвайных вагонов Tatra. Эти вагоны сегодня занимают треть отечественного парка. Локализация их производства в России открывает новые возможности для развития промышленных технологий в этой сфере в нашей стране», — прокомментировал генеральный директор Уралвагонзавода Александр Потапов.


71-412. Фото: пресс-служба УВЗ


Обновленный трамвай приспособлен для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями — для этого в его средней части установили выдвижную аппарель. При этом аппарель не автоматическая — предполагается, что маломобильный пассажир на остановке нажмет на кнопку у дверей, водитель выйдет, вручную выдвинет пандус и уберет после посадки колясочника. 40% площади в центре салона приходится на низкопольную часть. Из новшеств модели – в салоне появились розетки для зарядки телефонов.
В апреле 2019 года новый трамвай модели 71-412 вышел на городские линии Екатеринбурга по маршруту № 5, летом непродолжительное время его можно было увидеть на маршрутах 5А и 2.

Ещё в 2018 году заявлялось, что вагоны полностью готовы к серийному производству, но пока что Уралтрансмаш произвёл всего четыре вагона 71-412 – все они сейчас находятся в Омске.

71-415. Первый низкопольный четырёхосный вагон Уралтрансмаша


Вместе с 71-412 на «Иннопроме-2018» была представлена полностью низкопольная четырёхосная модель 71-415 максимальной вместимостью 190 человек. Главная особенность модели – новая конструкция ходовой тележки с двухступенчатым рессорным подвешиванием, которая позволяет делать вагон низкопольным по всей площади салона, но при этом полностью вписывается в существующую трамвайную инфраструктуру городов России и не требует реконструкции остановочных комплексов и дорожного полотна. По сравнению с предыдущими моделями в салоне вагона 71-415 появился широкий проход без выступов и сужений.


71-415. Фото: Владислав Постников / Вечерние ведомости


В ноябре 2018 года вагон был отправлен в Западное трамвайное депо Екатеринбурга для испытаний, в декабре получил сертификат соответствия Минтранса, с весны 2019 года проходил обкатку на улицах города. В августе-сентябре 2019 года его можно было увидеть на маршруте №26.

Помимо Екатеринбурга трамвай проходил обкатку в Коломне, Челябинске и Череповце, однако «прижился» лишь в Нижнем Тагиле, несмотря на то, что во время испытаний там были случаи схода с рельс. Сейчас все три находящихся на ходу вагона 71-415 эксплуатируются во втором по величине городе Свердловской области — контракт на их поставку был заключён с мэрией Нижнего Тагила в конце 2020 года. Сообщалось, что стоимость одного вагона 71-415 составляет 37 миллионов рублей.

71-418. Самый длинный низкопольник


Летом 2019 года Уралтрансмаш показал свою новую разработку – полностью низкопольный трехсекционный трамвай с индексом 71–418. Как и все предыдущие модели, трамвай был презентован на выставке «Иннопром». Вагон длиной 27,8 метра стал самым вместительным среди всего модельного ряда — в него помещается до 320 пассажиров. Трамвай этой модели оборудован кабинами с обеих сторон и не нуждается в разворотном кольце. По желанию заказчика двери можно сделать с любой стороны кузова.


71-418. Фото: Владислав Постников / Вечерние ведомости


Производителем заявлялось, что по плавности хода трамвай превосходит европейские стандарты. Внутри у него имеется система климат-контроля, круговой обзор для водителя, система для слабослышащих (светоиндикация). Установленная система учета пассажиров создана с целью определения пассажиропотока, что позволило бы распределить вагоны по маршрутам. Данные передаются во внутреннюю память и на пульт диспетчера. Система контроля состояния водителя дает звуковой сигнал, если он, например, опустил голову во время движения.

В конструкции вагона присутствуют элементы из негорючего пластика, который можно легко снять и отремонтировать или заменить при ДТП. В создании 418-й модели участвовала Администрация Екатеринбурга — чиновники помогали формулировать техзадание. Однако покупать 71-418 в мэрии не планируют. Хотя новый трамвай, в отличии от предыдущих сочленённых моделей производства Уралтрансмаша, может спокойно проходить кривые малого радиуса – до 14 метров.

На момент выхода материала ни один трамвай 71-418 ещё не был поставлен в какой-либо город для обслуживания маршрутов. Возможно, причиной тому немалая рыночная стоимость этой модели — 95 миллионов рублей.

«71-418 находится в цехе, он также прошел все приемо-сдаточные испытания. В ходе испытаний со стороны работников эксплуатирующей организации замечаний выявлено не было. Акт межведомственной комиссии и сертификат соответствия подтверждают, что новый вагон 71-418 – энергоэффективный, инновационный, скоростной, экологичный, надежный и безопасный. Он может выпускаться серийно. В дальнейшем вагон будет предоставлен городам на плановую тестовую эксплуатацию. В настоящее время ведутся переговоры с муниципалитетами.», — заявили «Вечерним Ведомостям» в пресс-службе Уралвагонзавода.

71-415Р. Вперёд в прошлое


В январе 2021 года на улицах Екатеринбурга начали обкатывать новый трамвай, выпущенный Уралтрансмашем. Вагон, выполненный в ретро-стиле, не предназначается для выхода на обычные маршруты и будет использоваться только в экскурсионных целях. Ретро-вагон выполнен на базе вагона 71-415 и имеет обозначение 71-415Р.


71-415Р. Фото: пресс-служба УВЗ


«Это синтез дизайнерских тенденций ХХ века, воплощенных в новой форме. Длина вагона – 16500 мм, количество мест для сидения – 38+1, общая вместимость – 174 человека. Новый трамвай объединяет в себе современное оснащение и передовые технологии, исполненные в ретро-эстетике. Многие элементы трамвая выполнены вручную или с применением технологий начала ХХ века. В задней части ретро-вагона расположено колесо, имитирующее стоп-кран старинных трамваев. В районе места кондуктора находится трос, при опускании которого срабатывает механический звонок в кабине водителя, сигнализирующий о необходимости остановки. Ретро-трамвай может стать символом города, создать туристическую привлекательность, объединить историю и современность», — прокомментировали свою новинку в пресс-службе УВЗ в ответ на запрос veved.ru.



За пределами Екатеринбурга


Все вышеупомянутые модели трамваев можно было увидеть в последние 10 лет на улицах Екатеринбурга — они проходили здесь обкатку и некоторое время обслуживали городские маршруты. При этом, если не считать модель 71-407-01 (которая является модификацией созданной ещё в 2008 году модели 71-407) пока не было налажено по-настоящему серийного производства ни одной из них — во всех случаях дело ограничилось несколькими вагонами.

Единственная новинка, которая не испытывалась в Екатеринбурге, это вагон 71-411 — узкоколейная версия на базе кузова 71-412, разработанная специально для Евпатории, где сейчас находится единственный экземпляр этой модели.

Но где-то же ходят новые трамваи с шильдиком «Уралвагонзавода»? И мы нашли такие трамваи — в Москве. Только вот они полностью произведены не в Екатеринбурге, а в Польше. Речь идёт о модели 71-414 (Pesa Twist) модификации Fokstrot, которая в количестве 70 вагонов была поставлена в столицу в 2014 — 2016 годах. 71-414 Fokstrot — это полностью низкопольный трёхсекционный трамвай вместимостью до 255 пассажиров, результат совместного производства Уралтрансмаша и польской корпорации PESA (г. Быдгощ).

Фактически все детали трамвая изготавливались в Польше, но чтобы обойти нормы российского законодательства, ограничивающие госзакупки техники производства стран, не входящих в ЕАЭС, был заключён контракт между Уралвагонзаводом и PESA, чтобы поставщиком выступило российское предприятие. Изначально предполагалось поставить в Москву 120 вагонов, но планам помешал обвал курса рубля в конце 2014 года – после поставки первых партий из 60 вагонов их дальнейшее производство для УВЗ стало попросту невыгодным, поскольку заказчик расплачивался в рублях, а обязательства перед польским партнёром были в евро. В конце 2016 года после некоторого укрепления рубля было поставлено ещё 10 трамваев, после чего Москва отказалась от дальнейших поставок трамваев.


Трамвайный вагон 71-414, поставлявшийся в Москву и Киев. Фото: Илья Варламов /CC-BY-SA 4.0


Совместное предприятие с PESA и этот контракт с мэрией Москвы обернулись для Уралтрансмаша большими убытками — польское предприятие после изменения объёма поставок подало иск в Стокгольмский арбитраж на 55,22 миллиона евро, который рассматривается до сих пор. Часть вагонов 71-414, от которых отказалась Москва, в итоге была поставлена в Киев, правда логотип «Уралвагонзавода» с бампера там убрали, но его можно увидеть на стёклах трамваев.

Москва же перешла на закупку трамваев «Витязь» производства Невского завода электрического транспорта (НЗЭТ, г. Санкт-Петербург). НЗЭТ и Усть-Катавский вагоноситроительный завод (УКВЗ) сейчас являются единственными производителями трамваев и конкурентами Уралтрансмаша на российском рынке, и по числу выпускаемых вагонов пока превосходят екатеринбургский завод. Впрочем, кроме Москвы и Санкт-Петербурга города крайне медленно обновляют свой трамвайный парк в силу высокой стоимости новых моделей вагонов и низких возможностей городских бюджетов. Поэтому в условиях существующей в стране системы распределения налоговых ресурсов реализация планов Алексея Орлова по закупке новых трамваев (а если они будут закупаться, то почти наверняка у «Уралтрансмаша») невозможна без выделения финансов из областного или федерального бюджетов.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Владислав Постников © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK