В России вступили в силу QR-коды для минеральной воды

Разбираемся, что это такое и почему минводу без такого кода пить нельзя


02.12.2021

Иллюстрация: Юлия Медведева / Вечерние ведомости
В России вот уже несколько лет вводятся обязательные правила маркировки для различных видов товаров. Одним из важных нововведений этого года является маркировка минеральной воды.

Так, с 1 декабря она стала обязательной, а применяться для этой цели будет штрих-код datamatrix. Мы решили выяснить, зачем вообще было решено вводить эти QR-коды, что скрывается за этими символами, и насколько это может отразиться на конечном покупателе минеральной воды. Подробности – в нашем материале.

Для того чтобы разобраться со всеми эти кодами, маркировками и этикетками, мы обратились к экспертам. Наш корреспондент поговорил с Ольгой Дизер, руководителем екатеринбургского подразделения компании ЦКТ, специализирующейся на изготовлении (в том числе) разных типов маркировок и этикеток.


Ольга Дизер, руководитель екатеринбургского подразделения компании ЦКТ, уверена, что новая маркировка минеральной воды поможет бороться с контрафактом

– Что такое штрих-код Data Matrix? Это новый тип маркировки?

– Data Matrix – это специальный цифровой (QR) код, в котором зашиты сведения о товаре, партии, информация о производителе. Ещё не так давно обязательное QR-кодирование преодолели производители табачных изделий и мехов, затем лекарственных препаратов и обуви, шин, одежды и белья, молочной продукции, ювелирных изделий и духов. Настало время для минеральной воды.

– Зачем вообще придумали эти системы маркировок?

– Прежде всего, введение QR-кодов позволяет потребителю получить более полную информацию о товаре, избавить его от контрафактной продукции на нашем рынке, чтобы граждане Российской Федерации могли пользоваться качественным проверенным товаром.

С рынка исчезает контрафакт, а соответственно, и недобросовестные конкуренты. Да и проблем с внедрением в производство в настоящее время уже не так много. Если заглянуть недалеко в историю, то в 2018 году, когда первые отрасли внедряли эту систему, производители столкнулись с массой проблем.

– То есть сейчас производители воды тоже могут столкнуться с трудностями?

– Сегодня платформа уже более-менее подготовлена: на рынке выявлены основные флагманы по производству оборудования для штрихкодирования и печати штрих-кодов, их считывания, поставщики этикеток под данные штрих-коды. Но все равно производителям минеральной воды, а в будущем – мы уверены, всем производителям, придётся самим плотно изучать вопрос, чтобы драгоценная вода после маркировки не стала стоить как настоящее золото.

– А почему, наконец, дошли до минеральной воды? Есть необходимость в её маркировке?

– Вода – это наше всё, мы все примерно на 60% состоим из воды. Среднестатистический человек в среднем в сутки потребляет 2-3 литра питьевой воды. В наши дни упакованная вода стала пищевым продуктом, занимающим значительную часть полок в продуктовых магазинах. Согласно официальным данным, пресной воды на Земле меньше не становится, но цена питьевой воды почему-то растёт.

Почему? Из-за загрязнения! Пригодной для использования, жизни флоры и фауны воды с каждым годом становится всё меньше. И доступ к чистой питьевой воде жители, особенно больших городов, имеют только на магазинных полках.


QR-коды и этикетки могут быть совершенно разными – буквально на любой вкус, единых стандартов нет


Не секрет, что некоторые недобросовестные производители выдают очищенную воду из водопровода за природную, добытую и разлитую из скважин. С целью очистить рынок от подобного мошенничества и было принято решение ввести коды Data Matrix для этого продукта.

Повторюсь, в штрих-коде зашифрована вся информация о товаре. Если код отсканировать с помощью приложения «Честный знак», то покупатель убедится в легальности продукта.

Кстати, в Екатеринбурге уже многие производители перешли на систему «Честный знак», а кто-то ещё переходит. В процессе перехода перед предпринимателями стоит ряд важных вопросов: как максимально быстро, но при этом качественно маркировать свою продукцию, и к тому же избежать слишком сильного удорожания товара на выходе. Наша компания является производителем самоклеящихся этикеток под маркировку, мы знаем в этой теме все «подводные камни».

– Мы правильно понимаем, что нет каких-то единых стандартов этих этикеток?

– Не все этикетки одинаковые, напротив, их разнообразие для никогда не изучающего тему, может вскружить голову. Дополнительная сложность в том, что нанесение этикетки подразумевает использование специального оборудования, и это оборудование, в свою очередь, также бывает разным: по задачам, качеству и скорости работы.

Список продукции для обязательной маркировки расширяется, и, как следствие, спрос на этикетки растет. Сложность ещё и в том, что универсального решения не существует, и к каждому запросу клиента надо подходить индивидуально, в нашей компании это именно так. Если кратко, то в тренде этикетка 20 на 20 мм, материал – полуглянец или полипропилен. Эти материалы зарекомендовали себя с лучшей стороны, но также большую роль для обеспечения бесперебойного процесса нанесения маркировки на этикетку играет подложка. Подложка – это материал, с которого снимается готовая этикетка. На ней тоже нельзя экономить.


Ольга Дизер рассказала, что при введении системы маркировки в 2018 году у производителей товаров возникали сложности, однако сейчас на рынке уже выявлены профессионалы в этой сфере

– Какие могут возникнуть сложности после введения обязательной маркировки минеральной воды? Как это отразится на стоимости?

– Все мы понимаем, что любой автоматизированный процесс – это результат многодневных настроек, и когда появляется задача внедрить в линию ещё что-то (в нашем случае – оборудование для маркировки), настройщику приходится ломать голову. Куда разместить «глаз» для считывания штрих-кода, принтер этикеток, отделитель?

В дальнейшем ещё нужно устанавливать аппликатор. И всё это должно слаженно работать, не мешая основному производству, и не разорить компанию. Поэтому именно на этапе внедрения мы советуем обращаться к профессионалам. Если компания давно на рынке, она знает по опыту, с какими производителями оборудования надо работать, какие использовать материалы и как всё это всё вместе настроить.

И про стоимость: конечно, всё новое приводит к некоторому удорожанию. Появляется новое оборудование и, безусловно, происходит незначительное удорожание производства товара. «Честный знак» сами насчитали 60 копеек за каждый штрих-код, оборудование на момент тестирования и «обкатки» системы выдавалось бесплатно. Но это прошлое.

С 1 декабря маркировка минеральной воды обязательна, и все затраты на покупку оборудования и его обслуживание ложатся на плечи производителей. Если говорить о том, стоит ли внедряемая система того, то ответ – да, стоит. Наша же компания искренне желает всем успешно справиться со всеми нововведениями, и готова всегда протянуть профессиональную руку помощи.
Алиса Левина, пресс-служба ЦКТ, фото предоставлены пресс-службой ЦКТ © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>