Слабые пожирают сильных: реструктуризация сельских школ в Зауралье превратилась в образовательный «геноцид»
В результате невнимательности зауральских чиновников ликвидируется успешная школа
14.05.2013
В селе Золотом Макушинского района с каждым днем растет социальная напряженность. В ходе образовательной реформы чиновники планируют ликвидировать местную школу путем слияния ее со школой в соседнем селе. Однако жители и коллектив учреждения не намерены мириться с происходящим, так как реорганизацию пытаются провести «вслепую», без учета образовательных возможностей. В результате сильная и современная школа оказалась в невыгодной для себя зависимости от среднестатистической соседней. Кроме того, родители наотрез отказываются возить детей, по их мнению, в криминально неблагополучное село.
С течением реформ, происходящих сейчас в образовании, самой болезненной в Зауралье оказалась тема слияния сельских школ. Процесс, проходящий в Курганской области под формулировкой «реструктуризация», предполагает создание сети базовых школ, в которые вольются малокомплектные школы. Громких обсуждений по этому вопросу не ведется: родителей информируют по-своему. Но только в некоторых случаях, когда реорганизация идёт вразрез с интересами большинства сельских жителей, процесс обсуждения «выходит наружу».
Мы побывали в одной такой школе, которая оказалась в наименее выгодном положении и уже к началу следующего года должна формально прекратить свое существование. Правильно говорить: потеряет статус юридического лица. Убедительное предложение реорганизоваться директор Золотинской основной школы Лилия Осипова получила в виде официального предупреждения из отдела образования администрации Макушинского района. В нем сказано, что их «девятилетка» станет филиалом базовой средней общеобразовательной школы в селе Сетовное, находящемся в 30 км от Золотого. К Сетовенской также присоединятся школы в селах Маяк, Б.-Курейное.
В Золотинской школе сегодня обучаются 47 детей. Есть здесь детсад, куда ходят 12 дошкольников, есть очередь желающих записаться в группы. Год за годом коллектив делал все возможное, чтобы усовершенствовать ее: появилось новое оборудование в столовой, в классах – медийные установки, обеспечили пожарную безопасность.
Из 14 педагогов 11 имеют высшее образование, один учитель с высшей категорией, остальные, кроме одного, имеют первую категорию. Это в каких-нибудь других селах выпускники педвузов бегут от школ как от огня, мол, зарплата ничтожная и нагрузка смертельная. А сюда возвращаться не боятся: за последние годы пришло пять молодых специалистов.
В базовую школу переводятся все дети (но только с согласия родителей), обучающиеся в ее филиалах, и все работники. В филиалах будут вестись занятия, но при необходимости (для проведения внеурочных мероприятий, практических, лабораторных) детей станут возить в базовую школу, поскольку именно она должна выступать в качестве ресурсного центра. Очевидно, что такая система удобна для маленьких школ, где в классе по два-три ребенка, не хватает учителей-предметников и содержать учреждение в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями довольно проблематично. Однако процесс слияния бурным потоком стал поглощать в себя школы одну за другой. По данным Управления образования Курганской области, в регионе станет более чем на 100 школ меньше – вместо 488 только 362.
«У вас свое мнение, у нас свое»
Жители Золотого в один голос твердят, что это удар по селу, по людям. Развеять страхи попытались представители администрации Макушинского района, собрав встречу с населением, но получилось неубедительно. Разговор был напряженный, диалог строился с трудом.
– Мы с вами друг друга выслушали, у вас свое мнение, у нас свое. Пар все, надеюсь, сегодня выпустили. Это политика государства, работа по области уже началась, и в нашем районе оставят 9 школ. Сказали: подумайте, что еще можно у вас реструктуризировать, – попыталась оправдаться заместитель главы Макушинского района по социальной политике Ирина Камбарова.
– И вы подумали, что именно Золотинскую [школу] и надо закрыть! Вы бы приехали сюда и сказали: давайте вам поможем и школу сохраним! – послышались из зала упреки родителей. – Вы здесь не увидите ни одного человека, согласного на реструктуризацию, в следующий раз приедете – будет то же самое.
В следующем году в Сетовенской школе первого класса не будет, а в Золотинской впервые сядут за парты 7 детей, которые будут числиться учениками Сетовенской школы. И если кто-то из родителей пожелает, то может сразу обучать ребенка в базовой школе.
– Я своего в Сетовное переводить не буду. У них там постоянно нет воды, перебои с электричеством. И как какое убийство – так в Сетовном, как воровство, грабеж – опять Сетовное, а мы туда должны детей отправлять учиться! Уж лучше в райцентре либо в Кургане. В Сетовное, хоть там и 11 классов, наши стараются не ездить, – поделилась своим мнением мама будущего первоклассника.
«Когда я буду директором базовой школы, учителя спрашивать не буду»
После этой встречи взволнованные педагоги не расходятся, еще больше часа обсуждая ситуацию за столом в учительской. Кажется, в этом вопросе чиновники и педагоги – словно два лагеря: теоретиков и практиков. Одни без конца что-то модернизируют и внедряют, прикрываясь экономической и социальной необходимостью. Другие пытаются держать оборону с твердой убежденностью, что на деле будет нереально сохранить качество обучения, за которое так ратуют чиновники от образования.
Ученики из Золотого своими достижениями не раз доказывали, что в своей сельской школе они получают хорошие, крепкие знания. В последние годы около десяти ребят после девятого класса продолжили обучение в областном лицее для одаренных детей.
В этом году проходил муниципальный тур олимпиад, в котором приняли участие 16 учеников Золотинской школы. Призовые места получили двое. В муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников пять учеников из Золотого взяли первое место по математике. В областном конкурсе «Животные – кто они?» из десяти ребят восемь заняли с 1-го по 3-е места. Кроме того, недавно ученица школы побывала в Словакии, эта поездка стала возможной благодаря ее призовому месту в региональной научно-биологической олимпиаде.
– Золотинской школе повезло – у них есть иностранный язык. В нашей школе иностранный не преподают. Как мы планируем решить эту проблему? Либо организовать подвоз детей, либо учителю придется ездить из села. Нам, конечно, выгоднее учителя подвозить. И когда я буду директором базовой школы, я его не буду спрашивать, потому что все делается ради детей, а не ради учителей, – заявила директор будущего базового учреждения Наталья Будко.
Если так рассуждать, то золотинским ученикам повезло вдвойне, ведь у них в школе преподают два языка и даже информатику (далеко не во всех сельских общеобразовательных школах ведется этот предмет). Не повезло же этой школе в том, что испокон веков она была основной, оттого и численность учеников меньше, чем в «одиннадцатилетке».
– На практике получится, что спустя некоторое время после реструктризации будет принято решение оставить здесь только начальные классы, а остальных детей перевести на подвоз. Вот об этом мы и переживаем. Уже сейчас убирают ставку библиотекаря, гардеробщицы, не будет электрика. Кто и как будет следить за электрооборудованием и устранять неисправности? Это небезопасно. А если возникнет экстренная ситуация, как быстро сможет приехать специалист из базовой школы в филиал, который находится за 30 километров? – рассуждает директор Золотинской школы Лилия Осипова.
Реструктуризация для галочки
Есть еще одно обстоятельство, из-за которого реорганизация школы вызвала резонанс. Село Золотое включили в программу социального развития села, согласно которой здесь планировали построить животноводческий комплекс и новую улицу. Необходимость школы при реализации такой программы бесспорна. Но руководство района закрыло на это глаза.
– Ведь это только на бумагах пока, всего лишь проект, а будет ли на самом деле – неизвестно, – пожимает плечами заведующая отделом образования Макушинского района Лариса Абакумова.
Примерно с такой же реакцией мы столкнулись и в областном управлении образования. Окончательное решение о том, какую школу сделать базовой, а какую лишить юридического статуса, остается за районной властью.
В Главном управлении образования области рекомендуют как можно внимательнее подходить к рассмотрению вопроса в каждой конкретной ситуации: все просчитать, взвесить, рассказать, что это делается для качества образования и так будет лучше для детей. Дескать, люди должны поверить, что закрытия и ликвидации школ за всем этим не последует. Однако волнений все больше и больше. Потоки писем идут в общественные приемные, прокуратуру и другие ведомства. Трудно поверить, когда все перспективы и проекты выгодны только тогда, когда нужно сделать вид, отчитаться в министерстве или дать обещание народу. А на деле уже в недалеком будущем это все оказывается, по меткому выражению самих же чиновников, лишь словами.
С течением реформ, происходящих сейчас в образовании, самой болезненной в Зауралье оказалась тема слияния сельских школ. Процесс, проходящий в Курганской области под формулировкой «реструктуризация», предполагает создание сети базовых школ, в которые вольются малокомплектные школы. Громких обсуждений по этому вопросу не ведется: родителей информируют по-своему. Но только в некоторых случаях, когда реорганизация идёт вразрез с интересами большинства сельских жителей, процесс обсуждения «выходит наружу».
Мы побывали в одной такой школе, которая оказалась в наименее выгодном положении и уже к началу следующего года должна формально прекратить свое существование. Правильно говорить: потеряет статус юридического лица. Убедительное предложение реорганизоваться директор Золотинской основной школы Лилия Осипова получила в виде официального предупреждения из отдела образования администрации Макушинского района. В нем сказано, что их «девятилетка» станет филиалом базовой средней общеобразовательной школы в селе Сетовное, находящемся в 30 км от Золотого. К Сетовенской также присоединятся школы в селах Маяк, Б.-Курейное.
В Золотинской школе сегодня обучаются 47 детей. Есть здесь детсад, куда ходят 12 дошкольников, есть очередь желающих записаться в группы. Год за годом коллектив делал все возможное, чтобы усовершенствовать ее: появилось новое оборудование в столовой, в классах – медийные установки, обеспечили пожарную безопасность.
Из 14 педагогов 11 имеют высшее образование, один учитель с высшей категорией, остальные, кроме одного, имеют первую категорию. Это в каких-нибудь других селах выпускники педвузов бегут от школ как от огня, мол, зарплата ничтожная и нагрузка смертельная. А сюда возвращаться не боятся: за последние годы пришло пять молодых специалистов.
В базовую школу переводятся все дети (но только с согласия родителей), обучающиеся в ее филиалах, и все работники. В филиалах будут вестись занятия, но при необходимости (для проведения внеурочных мероприятий, практических, лабораторных) детей станут возить в базовую школу, поскольку именно она должна выступать в качестве ресурсного центра. Очевидно, что такая система удобна для маленьких школ, где в классе по два-три ребенка, не хватает учителей-предметников и содержать учреждение в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями довольно проблематично. Однако процесс слияния бурным потоком стал поглощать в себя школы одну за другой. По данным Управления образования Курганской области, в регионе станет более чем на 100 школ меньше – вместо 488 только 362.
«У вас свое мнение, у нас свое»
Жители Золотого в один голос твердят, что это удар по селу, по людям. Развеять страхи попытались представители администрации Макушинского района, собрав встречу с населением, но получилось неубедительно. Разговор был напряженный, диалог строился с трудом.
– Мы с вами друг друга выслушали, у вас свое мнение, у нас свое. Пар все, надеюсь, сегодня выпустили. Это политика государства, работа по области уже началась, и в нашем районе оставят 9 школ. Сказали: подумайте, что еще можно у вас реструктуризировать, – попыталась оправдаться заместитель главы Макушинского района по социальной политике Ирина Камбарова.
– И вы подумали, что именно Золотинскую [школу] и надо закрыть! Вы бы приехали сюда и сказали: давайте вам поможем и школу сохраним! – послышались из зала упреки родителей. – Вы здесь не увидите ни одного человека, согласного на реструктуризацию, в следующий раз приедете – будет то же самое.
В следующем году в Сетовенской школе первого класса не будет, а в Золотинской впервые сядут за парты 7 детей, которые будут числиться учениками Сетовенской школы. И если кто-то из родителей пожелает, то может сразу обучать ребенка в базовой школе.
– Я своего в Сетовное переводить не буду. У них там постоянно нет воды, перебои с электричеством. И как какое убийство – так в Сетовном, как воровство, грабеж – опять Сетовное, а мы туда должны детей отправлять учиться! Уж лучше в райцентре либо в Кургане. В Сетовное, хоть там и 11 классов, наши стараются не ездить, – поделилась своим мнением мама будущего первоклассника.
«Когда я буду директором базовой школы, учителя спрашивать не буду»
После этой встречи взволнованные педагоги не расходятся, еще больше часа обсуждая ситуацию за столом в учительской. Кажется, в этом вопросе чиновники и педагоги – словно два лагеря: теоретиков и практиков. Одни без конца что-то модернизируют и внедряют, прикрываясь экономической и социальной необходимостью. Другие пытаются держать оборону с твердой убежденностью, что на деле будет нереально сохранить качество обучения, за которое так ратуют чиновники от образования.
Ученики из Золотого своими достижениями не раз доказывали, что в своей сельской школе они получают хорошие, крепкие знания. В последние годы около десяти ребят после девятого класса продолжили обучение в областном лицее для одаренных детей.
В этом году проходил муниципальный тур олимпиад, в котором приняли участие 16 учеников Золотинской школы. Призовые места получили двое. В муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников пять учеников из Золотого взяли первое место по математике. В областном конкурсе «Животные – кто они?» из десяти ребят восемь заняли с 1-го по 3-е места. Кроме того, недавно ученица школы побывала в Словакии, эта поездка стала возможной благодаря ее призовому месту в региональной научно-биологической олимпиаде.
– Золотинской школе повезло – у них есть иностранный язык. В нашей школе иностранный не преподают. Как мы планируем решить эту проблему? Либо организовать подвоз детей, либо учителю придется ездить из села. Нам, конечно, выгоднее учителя подвозить. И когда я буду директором базовой школы, я его не буду спрашивать, потому что все делается ради детей, а не ради учителей, – заявила директор будущего базового учреждения Наталья Будко.
Если так рассуждать, то золотинским ученикам повезло вдвойне, ведь у них в школе преподают два языка и даже информатику (далеко не во всех сельских общеобразовательных школах ведется этот предмет). Не повезло же этой школе в том, что испокон веков она была основной, оттого и численность учеников меньше, чем в «одиннадцатилетке».
– На практике получится, что спустя некоторое время после реструктризации будет принято решение оставить здесь только начальные классы, а остальных детей перевести на подвоз. Вот об этом мы и переживаем. Уже сейчас убирают ставку библиотекаря, гардеробщицы, не будет электрика. Кто и как будет следить за электрооборудованием и устранять неисправности? Это небезопасно. А если возникнет экстренная ситуация, как быстро сможет приехать специалист из базовой школы в филиал, который находится за 30 километров? – рассуждает директор Золотинской школы Лилия Осипова.
Реструктуризация для галочки
Есть еще одно обстоятельство, из-за которого реорганизация школы вызвала резонанс. Село Золотое включили в программу социального развития села, согласно которой здесь планировали построить животноводческий комплекс и новую улицу. Необходимость школы при реализации такой программы бесспорна. Но руководство района закрыло на это глаза.
– Ведь это только на бумагах пока, всего лишь проект, а будет ли на самом деле – неизвестно, – пожимает плечами заведующая отделом образования Макушинского района Лариса Абакумова.
Примерно с такой же реакцией мы столкнулись и в областном управлении образования. Окончательное решение о том, какую школу сделать базовой, а какую лишить юридического статуса, остается за районной властью.
В Главном управлении образования области рекомендуют как можно внимательнее подходить к рассмотрению вопроса в каждой конкретной ситуации: все просчитать, взвесить, рассказать, что это делается для качества образования и так будет лучше для детей. Дескать, люди должны поверить, что закрытия и ликвидации школ за всем этим не последует. Однако волнений все больше и больше. Потоки писем идут в общественные приемные, прокуратуру и другие ведомства. Трудно поверить, когда все перспективы и проекты выгодны только тогда, когда нужно сделать вид, отчитаться в министерстве или дать обещание народу. А на деле уже в недалеком будущем это все оказывается, по меткому выражению самих же чиновников, лишь словами.
Елена Степанова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
За сутки в лесах Свердловской области вспыхнули три пожара
Вторник, 11 июня, 14.31
Документальный фильм про уральского музыканта NILETTO впервые покажут 12 июня
Вторник, 11 июня, 14.00
Росреестр Прикамья разъяснил особенности распоряжения совместно нажитым имуществом
Вторник, 11 июня, 13.53