Неразвитая конкуренция в Курганской области рубит на корню инвестпривлекательность
«Просто вам немножко не повезло», – поговаривают соседи
27.06.2014
«Безумно не люблю, когда Курганскую область называют депрессивным регионом, на самом деле это не так. Курган обладает не меньшим потенциалом, чем соседние уральские города. Коллеги из соседних регионов говорят: «Да, так и есть, просто вам немножко не повезло» – с таких слов начала пресс-конференцию по теме развития конкуренции руководитель Курганского УФАС России Ирина Гагарина 26 июня.
В регионе, к сожалению, нет ни одного рынка с развитой конкуренцией. Если говорить терминами, которые использует управление, в области в целом существует «неразвитая конкуренция». Это последняя ступень. Основная причина такого положения дел – очень высокие административные барьеры.
– Давайте посмотрим правде в глаза и скажем, что органы власти выстроили высокие барьеры для развития конкуренции на рынке. Барьеры – главная причина отставания нашего региона от соседних областей. Они препятствуют инвестициям и мешают созданию благоприятной атмосферы для бизнеса. Проведение заседаний рабочих групп и круглых столов – это все говорильня. Нужны конкретные мероприятия, – считает руководитель Курганского УФАС.
Яркий пример безалаберности властей – организация пассажирских перевозок. Режут глаз антимонопольщикам постоянные недоработки со стороны регионалов в данной сфере.
– Мне кажется, они делают это умышленно, видимо, эта сфера является интересной не только для бизнеса, но и чиновников. До конца эту ситуацию мы переломить не можем, – говорит Ирина Гагарина.
Мониторинг рынка показал вопиющий случай. Организацией маршрутных перевозок должен заниматься департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики. Однако на деле выходит совсем не так. Ведомство спихнуло эту обязанность на предпринимателей. То есть департамент договаривается с перевозчиком о том, что последний сам разрабатывает документацию, после с ним заключают договор и отдают ему маршрут. Таким образом, из 181 межмуниципального маршрута всего 18 переданы по результатам конкурса, остальные – «по договоренности»! Случай вопиющий. УФАС выдало департаменту предписание. За 6 месяцев ведомство должно провести все необходимые конкурсные процедуры.
– В ходе рассмотрения дела они не смогли ответить на наши вопросы. Они считают, что раз правительство области не разработало четкий порядок разработки маршрутов, то, значит, они могут делать так, как хотят. Здесь нужны конкурсные процедуры. Отбор должно пройти лицо, которое предложило лучшие условия, которое имеет лучшие автобусы. Сегодня я не могу сказать, как проводятся конкурсы, потому что мы их не видим. На данный момент в департаменте сменился руководитель, мы надеемся на перемены.
Еще один пример – нашумевшая история с ярмарками в Кургане. Администрация города несколько лет назад заключила соглашение с ОАО «Центральный рынок» на организацию мини-рынков. Все они располагаются на земельных участках, которые являются собственностью правительства области. В соглашении полностью все права по организации ярмарок переданы «Центральному рынку», который устанавливал свои правила. Плата, взимаемая с торговцев, также попадала в распоряжение рынка. Бюджет города имел 12% от собранных денег.
– Почему только 12%, нам так никто и не смог ответить. Тайна покрытая мраком. Мы считаем, что организатором этих ярмарок должен быть орган власти либо казенное муниципальное учреждение. Но все средства, которые взимаются с предпринимателей, должны поступать в городской и областной бюджеты, а не передаваться в качестве прибыли хозяйствующему субъекту. Власти должны выбирать арендаторов торговых мест, считаю, это будет более объективно. Я могу только догадываться, как это делал «Центральный рынок»... Места на ярмарках предоставлялись ООО, которые мы так и не нашли, – прокомментировала Ирина Гагарина.
На сегодня нарушения не устранены. Администрации дали три месяца, чтобы принять решение: либо сделать организатором ярмарок орган власти, либо бюджетное учреждение. Как вариант – провести торги.
– Выдали предписание в апреле. За это время ничто не изменилось. Власти города не хотят менять ситуацию, видимо, кому-то это невыгодно. Нам известно, что город готовит иск в суд на решение УФАС. Они просто хотят затянуть процесс наведения порядка. Как только иск поступит в суд, автоматически исполнение нашего предписания будет приостановлено, – отметила Ирина Гагарина.
Очень любопытны результаты мониторинга Курганским УФАС розничных рынков автомобильного бензина и дизельного топлива. Здесь ситуация переломилась коренным образом. Некогда компании-монополисты сходят со своего пьедестала. Рынок ждет новых гигантов.
Ранее данные рынки были статичными. «Роснефть» была абсолютным монополистом и доминантой. Если несколько лет назад между игроками наблюдались согласованные действия при установлении цен на рынке, то сейчас антимонопольщики наблюдают, что начали меняться пропорции.
Все началось с того, что компания «Роснефть» в конце 2012 года обратилась в ФАС России с просьбой о согласовании сделки о приобретении нефтяной компании «ТНК-ВР Холдинг». Центральный аппарат согласовал сделку, но выдал очень жесткие предписания, одним из пунктов которых было условие, что «Роснефть» не должна увеличивать свою долю на рынке выше 50%.
В Курганской области «ТНК-ВР» не присутствовала, поэтому, как отметила Ирина Гагарина, сделка на состояние конкуренции в регионе не должна была повлиять. Однако предписания дали свои результаты. «Роснефть» перестала наращивать объемы в Зауралье, после чего сразу же стали развиваться другие компании. На рынок зашли «Газпромнефть», после сделки с компанией «Оптан» в регионе появилось ООО «Группа предприятий «СКОН».
До сделки доля «Роснефти» на рынке дизельного топлива в области была 64%. В начале 2014 года данная доля составила всего 12%. На этом рынке сразу же начали развиваться «Газпромнефть» и «СКОН». Доля «Газпромнефти» резко скакнула вверх, на сегодняшний день она превышает 50%. На данный момент это монополист в регионе на рынке дизеля.
Аналогичная картина складывается на розничном рынке автомобильного бензина АИ-95. В 2013 году доля «Роснефти» была 79%, сегодня – 48%. «Об абсолютном доминировании данной компании мы сегодня уже не говорим», – подметила Ирина Гагарина.
На розничном рынке бензина АИ-92-98 подвижек нет. Здесь по-прежнему остается монополистом «Роснефть».
Сейчас в целом в регионе компании «Лукойл», «СКОН» и «Газпромнефть» имеют примерно одинаковые доли. То есть присутствует реальная конкуренция между крупными игроками на рынке.
– Когда конкурируют сразу несколько крупных компаний, это однозначно дает позитивный эффект в плане сдерживания цены. Посмотрим, как пройдет 2014 год. Пока у нас нет претензий к их ценовой политике, – подчеркнула руководитель Курганского УФАС. – Однако развитие рынка – процесс долговременный. То, что произошло «падение» долей «Роснефти», это не только нас удивило, но и Москву. Такое редко бывает, особенно в случае с таким гигантом.
Специалисты антимонопольного управления прогнозируют в будущем новые изменения пропорций на рынке. Буквально месяц назад в ФАС России поступило очередное ходатайство о согласовании крупной сделки. Но теперь «Башнефть» собирается купить ЗАО «Урал» и ЗАО «Оптан-АЗС». Все они связаны с группой компаний «СКОН».
По всей видимости, данная сделка приведет к укрупнению группы компаний «СКОН». В регионе появится внушительный противовес «Роснефти».
– С одной стороны, это радует, так как может появиться серьезный конкурент для «Роснефти», с другой стороны, нас беспокоит то, насколько быстро и весомо будет происходить укрупнение, – подметила чиновница.
Будущее данной сделки еще не решено, однако Курганское УФАС заранее обратилось в центральный аппарат с просьбой применить к компании те же меры, что и к «Роснефти», если будет получено согласование. В эти меры входят предписания о соблюдении определенных поведенческих условий и запрет на увеличение количества АЗС на рынке.
Как изменить ситуацию в регионе? На уровне Российской Федерации принята дорожная карта по развитию конкуренции, ключевые направления которой подлежат исполнению органами власти. А точнее, включение вопросов развития конкуренции страны и регионов должно входить в приоритеты деятельности органов власти всех уровней.
– Когда у нас чиновники будут понимать последствия своих действий и принимаемых решений с точки зрения воздействия на конкуренцию, тогда у нас пойдет все само собой. К сожалению, органы власти препятствуют ее развитию. Моя мечта – разработать настоящую, живую программу развития конкуренции в Курганской области, но я, откровенно говоря, жду, когда команда правительства области тоже будет к этому готова. Ждем, когда пройдут выборы, когда расстановка будет другой, – поделилась Гагарина.
Федеральная дорожная карта предусматривает снижение доли государственных секторов в экономике, речь идет о МУП и ГУП. Они получают различные преференции от органов местного самоуправления, субсидии, поэтому им легче выжить на рынке. ФАС России заняла принципиальную позицию: там, где может быть конкуренция, МУПы и ГУПы должны отсутствовать.
Однако полностью осуществить это на зауральской земле не удастся. Дело в том, что есть социально значимые сферы, где госпредприятия должны существовать, – теплоснабжение, водоснабжение и др. В мелких населенных пунктах субъект предпринимательства, вероятнее всего, не выживет, так как здесь мало потребителей, большие затраты и убытки. Без поддержки государства в данной сфере не обойтись. Тем не менее скоро будут внесены изменения, согласно которым антимонопольные органы будут согласовывать создание новых МУПов и ГУПов. ФАС будет оценивать целесообразность их возникновения на рынке новых муниципальных предприятий. Там, где эффективно работает бизнес, пусть он и работает.
Еще один немаловажный факт – упрощение работы чиновничьего аппарата с субъектами предпринимательства. И это прежде всего касается работы местного самоуправления и региональных властей. До сих пор продолжается выявление фактов, когда органы власти требуют излишние документы, выставляют излишние условия для предпринимателей. Типичные примеры: выдача разрешения на строительство, размещение рекламных конструкций и так далее.
– К федеральным органам власти претензий нет: там все отработано, существуют регламенты и порядок, – говорит Ирина Гагарина. – На низком уровне власти работа не отлажена. Таких случаев много.
В регионе, к сожалению, нет ни одного рынка с развитой конкуренцией. Если говорить терминами, которые использует управление, в области в целом существует «неразвитая конкуренция». Это последняя ступень. Основная причина такого положения дел – очень высокие административные барьеры.
– Давайте посмотрим правде в глаза и скажем, что органы власти выстроили высокие барьеры для развития конкуренции на рынке. Барьеры – главная причина отставания нашего региона от соседних областей. Они препятствуют инвестициям и мешают созданию благоприятной атмосферы для бизнеса. Проведение заседаний рабочих групп и круглых столов – это все говорильня. Нужны конкретные мероприятия, – считает руководитель Курганского УФАС.
Яркий пример безалаберности властей – организация пассажирских перевозок. Режут глаз антимонопольщикам постоянные недоработки со стороны регионалов в данной сфере.
– Мне кажется, они делают это умышленно, видимо, эта сфера является интересной не только для бизнеса, но и чиновников. До конца эту ситуацию мы переломить не можем, – говорит Ирина Гагарина.
Мониторинг рынка показал вопиющий случай. Организацией маршрутных перевозок должен заниматься департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики. Однако на деле выходит совсем не так. Ведомство спихнуло эту обязанность на предпринимателей. То есть департамент договаривается с перевозчиком о том, что последний сам разрабатывает документацию, после с ним заключают договор и отдают ему маршрут. Таким образом, из 181 межмуниципального маршрута всего 18 переданы по результатам конкурса, остальные – «по договоренности»! Случай вопиющий. УФАС выдало департаменту предписание. За 6 месяцев ведомство должно провести все необходимые конкурсные процедуры.
– В ходе рассмотрения дела они не смогли ответить на наши вопросы. Они считают, что раз правительство области не разработало четкий порядок разработки маршрутов, то, значит, они могут делать так, как хотят. Здесь нужны конкурсные процедуры. Отбор должно пройти лицо, которое предложило лучшие условия, которое имеет лучшие автобусы. Сегодня я не могу сказать, как проводятся конкурсы, потому что мы их не видим. На данный момент в департаменте сменился руководитель, мы надеемся на перемены.
Еще один пример – нашумевшая история с ярмарками в Кургане. Администрация города несколько лет назад заключила соглашение с ОАО «Центральный рынок» на организацию мини-рынков. Все они располагаются на земельных участках, которые являются собственностью правительства области. В соглашении полностью все права по организации ярмарок переданы «Центральному рынку», который устанавливал свои правила. Плата, взимаемая с торговцев, также попадала в распоряжение рынка. Бюджет города имел 12% от собранных денег.
– Почему только 12%, нам так никто и не смог ответить. Тайна покрытая мраком. Мы считаем, что организатором этих ярмарок должен быть орган власти либо казенное муниципальное учреждение. Но все средства, которые взимаются с предпринимателей, должны поступать в городской и областной бюджеты, а не передаваться в качестве прибыли хозяйствующему субъекту. Власти должны выбирать арендаторов торговых мест, считаю, это будет более объективно. Я могу только догадываться, как это делал «Центральный рынок»... Места на ярмарках предоставлялись ООО, которые мы так и не нашли, – прокомментировала Ирина Гагарина.
На сегодня нарушения не устранены. Администрации дали три месяца, чтобы принять решение: либо сделать организатором ярмарок орган власти, либо бюджетное учреждение. Как вариант – провести торги.
– Выдали предписание в апреле. За это время ничто не изменилось. Власти города не хотят менять ситуацию, видимо, кому-то это невыгодно. Нам известно, что город готовит иск в суд на решение УФАС. Они просто хотят затянуть процесс наведения порядка. Как только иск поступит в суд, автоматически исполнение нашего предписания будет приостановлено, – отметила Ирина Гагарина.
Очень любопытны результаты мониторинга Курганским УФАС розничных рынков автомобильного бензина и дизельного топлива. Здесь ситуация переломилась коренным образом. Некогда компании-монополисты сходят со своего пьедестала. Рынок ждет новых гигантов.
Ранее данные рынки были статичными. «Роснефть» была абсолютным монополистом и доминантой. Если несколько лет назад между игроками наблюдались согласованные действия при установлении цен на рынке, то сейчас антимонопольщики наблюдают, что начали меняться пропорции.
Все началось с того, что компания «Роснефть» в конце 2012 года обратилась в ФАС России с просьбой о согласовании сделки о приобретении нефтяной компании «ТНК-ВР Холдинг». Центральный аппарат согласовал сделку, но выдал очень жесткие предписания, одним из пунктов которых было условие, что «Роснефть» не должна увеличивать свою долю на рынке выше 50%.
В Курганской области «ТНК-ВР» не присутствовала, поэтому, как отметила Ирина Гагарина, сделка на состояние конкуренции в регионе не должна была повлиять. Однако предписания дали свои результаты. «Роснефть» перестала наращивать объемы в Зауралье, после чего сразу же стали развиваться другие компании. На рынок зашли «Газпромнефть», после сделки с компанией «Оптан» в регионе появилось ООО «Группа предприятий «СКОН».
До сделки доля «Роснефти» на рынке дизельного топлива в области была 64%. В начале 2014 года данная доля составила всего 12%. На этом рынке сразу же начали развиваться «Газпромнефть» и «СКОН». Доля «Газпромнефти» резко скакнула вверх, на сегодняшний день она превышает 50%. На данный момент это монополист в регионе на рынке дизеля.
Аналогичная картина складывается на розничном рынке автомобильного бензина АИ-95. В 2013 году доля «Роснефти» была 79%, сегодня – 48%. «Об абсолютном доминировании данной компании мы сегодня уже не говорим», – подметила Ирина Гагарина.
На розничном рынке бензина АИ-92-98 подвижек нет. Здесь по-прежнему остается монополистом «Роснефть».
Сейчас в целом в регионе компании «Лукойл», «СКОН» и «Газпромнефть» имеют примерно одинаковые доли. То есть присутствует реальная конкуренция между крупными игроками на рынке.
– Когда конкурируют сразу несколько крупных компаний, это однозначно дает позитивный эффект в плане сдерживания цены. Посмотрим, как пройдет 2014 год. Пока у нас нет претензий к их ценовой политике, – подчеркнула руководитель Курганского УФАС. – Однако развитие рынка – процесс долговременный. То, что произошло «падение» долей «Роснефти», это не только нас удивило, но и Москву. Такое редко бывает, особенно в случае с таким гигантом.
Специалисты антимонопольного управления прогнозируют в будущем новые изменения пропорций на рынке. Буквально месяц назад в ФАС России поступило очередное ходатайство о согласовании крупной сделки. Но теперь «Башнефть» собирается купить ЗАО «Урал» и ЗАО «Оптан-АЗС». Все они связаны с группой компаний «СКОН».
По всей видимости, данная сделка приведет к укрупнению группы компаний «СКОН». В регионе появится внушительный противовес «Роснефти».
– С одной стороны, это радует, так как может появиться серьезный конкурент для «Роснефти», с другой стороны, нас беспокоит то, насколько быстро и весомо будет происходить укрупнение, – подметила чиновница.
Будущее данной сделки еще не решено, однако Курганское УФАС заранее обратилось в центральный аппарат с просьбой применить к компании те же меры, что и к «Роснефти», если будет получено согласование. В эти меры входят предписания о соблюдении определенных поведенческих условий и запрет на увеличение количества АЗС на рынке.
Как изменить ситуацию в регионе? На уровне Российской Федерации принята дорожная карта по развитию конкуренции, ключевые направления которой подлежат исполнению органами власти. А точнее, включение вопросов развития конкуренции страны и регионов должно входить в приоритеты деятельности органов власти всех уровней.
– Когда у нас чиновники будут понимать последствия своих действий и принимаемых решений с точки зрения воздействия на конкуренцию, тогда у нас пойдет все само собой. К сожалению, органы власти препятствуют ее развитию. Моя мечта – разработать настоящую, живую программу развития конкуренции в Курганской области, но я, откровенно говоря, жду, когда команда правительства области тоже будет к этому готова. Ждем, когда пройдут выборы, когда расстановка будет другой, – поделилась Гагарина.
Федеральная дорожная карта предусматривает снижение доли государственных секторов в экономике, речь идет о МУП и ГУП. Они получают различные преференции от органов местного самоуправления, субсидии, поэтому им легче выжить на рынке. ФАС России заняла принципиальную позицию: там, где может быть конкуренция, МУПы и ГУПы должны отсутствовать.
Однако полностью осуществить это на зауральской земле не удастся. Дело в том, что есть социально значимые сферы, где госпредприятия должны существовать, – теплоснабжение, водоснабжение и др. В мелких населенных пунктах субъект предпринимательства, вероятнее всего, не выживет, так как здесь мало потребителей, большие затраты и убытки. Без поддержки государства в данной сфере не обойтись. Тем не менее скоро будут внесены изменения, согласно которым антимонопольные органы будут согласовывать создание новых МУПов и ГУПов. ФАС будет оценивать целесообразность их возникновения на рынке новых муниципальных предприятий. Там, где эффективно работает бизнес, пусть он и работает.
Еще один немаловажный факт – упрощение работы чиновничьего аппарата с субъектами предпринимательства. И это прежде всего касается работы местного самоуправления и региональных властей. До сих пор продолжается выявление фактов, когда органы власти требуют излишние документы, выставляют излишние условия для предпринимателей. Типичные примеры: выдача разрешения на строительство, размещение рекламных конструкций и так далее.
– К федеральным органам власти претензий нет: там все отработано, существуют регламенты и порядок, – говорит Ирина Гагарина. – На низком уровне власти работа не отлажена. Таких случаев много.
Полина Меньшова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Екатеринбурге организуют бесплатное тестирование на ВИЧ у Ельцин Центра
Суббота, 30 ноября, 12.14
В центре Екатеринбурга перекроют дороги ради зимнего полумарафона
Суббота, 30 ноября, 11.06
Под Нижним Тагилом в дорожной аварии погибли два человека
Пятница, 29 ноября, 20.57