Если выборов нет, их следует придумать?
Конкурс на должность сити-менеджера Перми внезапно приобрел электоральную окраску. Работают москвичи
14.05.2014
В политической жизни Перми – долгожданное оживление. Конкурс на замещение муниципальной должности сити-менеджера грозит превратиться в незабываемое шоу. Еще неделю назад он считался технической процедурой. Во-первых, потому, что сити-менеджер, согласно Уставу города, занимается городским хозяйством и вполне закономерно назначается гордумой. Во-вторых, потому, что результаты конкурса на этот раз считались предрешенными. Появление нескольких реальных претендентов на уже почти занятое кресло стало первой неожиданностью. Но еще больше в Перми удивились явлению политтехнологов федерального уровня. Тем более что никаких выборов в городе не ожидается.
Не ждали…
Кажется, буквально вчера все было предельно ясно. В феврале временно исполняющим обязанности сити-менеджера Перми был утвержден протеже губернатора Дмитрий Самойлов. Не сходя с места, он заявил о намерении участвовать в конкурсе на эту должность. И даже набросал ряд тезисов, из которых следовало: за 3 месяца он намерен максимально засветиться на посту «врио» и набрать необходимый рейтинг. Депутаты городской думы доброжелательно покивали в ответ.
Напомним, сити-менеджера Перми назначит гордума – из числа кандидатов, одобренных конкурсной комиссией. Заявиться на конкурс мог практически любой, способный подтвердить свой уровень образования и опыт работы. Прием заявок завершился 8 мая. Далее претендентам предстоит презентовать комиссии свое видение будущего краевой столицы. Комиссия проведет 3 заседания, фильтруя претендентов, и 10 июня назовет самых достойных. Они и предстанут 17 июня перед депутатами гордумы, которые примут окончательное решение.
При этом гордума, утверждая Дмитрия Самойлова в качестве врио сити-менеджера, уже фактически сказала губернаторскому кандидату «да». И подтвердила свое согласие при формировании конкурсной комиссии – по общему мнению, прогубернаторской. Так что процедура изначально имела все признаки формальной. Соответственно, у г-на Самойлова должен был появиться «технический» соперник. Как вдруг, откуда ни возьмись, на голову конкурсной комиссии посыпались кандидаты – один другого круче.
Без видимых причин пермская элита вдруг заявила о себе. Появление явных политических тяжеловесов в сити-менеджерской гонке воспринималось скорее с недоумением: чего хотят эти известные в Перми люди, когда все давно решено?
Помимо врио главы администрации Перми Дмитрия Самойлова, на конкурс заявились экс-депутат гордумы Сергей Титов, управляющий директор ЗАО «Курорт Усть-Качка» Александр Мартынюк, экс-глава Соликамского района Леонид Митраков, помощник депутата Заксобрания края Ильи Шулькина Николай Мальцев и руководитель отдела «РТС МЕДИА» Мария Патрушева. Если все это технические кандидаты, то их как-то многовато. Отдельного упоминания заслуживает, конечно, экс-депутат ЗС и бизнесмен Андрей Агишев, который давно собирался куда-нибудь баллотироваться, но явно устал ждать подходящих выборов. Весьма интересно и появление в списке бывшего вице-мэра города Александра Бесфамильного, который, несомненно, потреплет нервы конкурентам.
И совсем уже сюрприз: на муниципальную должность претендуют два действующих депутата Заксобрания: руководитель фракции «Справедливой России» Алексей Луканин и первый вице-спикер краевого парламента Игорь Папков. Кстати, последний, как и Дмитрий Самойлов, входит в президиум политсовета регионального отделения «Единой России». Партия пока безмолвствует – видимо, тоже в растерянности.
Причины небывалой активности стали ясны буквально в последние два дня. Позавчера пермские СМИ начали намекать на интерес отдельных федеральных политтехнологов к муниципальному конкурсу. А вчера – бац! – эти самые политтехнологи уже дают в Перми пресс-конференцию. И объявляют о начале проекта «Народное голосование», которое в городе уже окрестили не иначе как праймериз. Причем одно из изданий допустило опечатку «по Фрейду» – ПРАЙСмериз.
Проект подразумевает публичное обсуждение программ кандидатов в сити-менеджеры и голосование за них – как лично, в специально отведенных для этого местах, так и через интернет.
Относительно теневых фигур всей затеи единого мнения нет. Пермские эксперты называют активиста неформальной «Группы товарищей», депутата ЗС Дмитрия Скриванова. Он вообще-то и не скрывает негативного отношения к краевой власти, а в последнее время предпринимает дополнительные телодвижения для укрепления собственных позиций. Упоминают также депутата Госдумы Григория Куранова в контексте «руки Кремля». Естественно, в обоих кругах ничего подобного не подтверждают. В краевой администрации тоже дают понять: политтехнологов не вызывали.
Как бы то ни было, весь этот проект представили пермякам директор «Института политического права и управления» Алексей Васильев и руководитель «Политической экспертной группы», автор рейтинга избираемости губернаторов Константин Калачев.
– Индекс избираемости губернаторов – уже устаревший продукт, поэтому мы начинаем заниматься изучением деятельности сити-менеджеров, – сообщил г-н Калачев. – Речь идет о том, чтобы придать конкурсу народный характер. А с другой стороны – сформировать экспертное мнение о происходящем. Пермь становится полигоном для изучения модели, которая может быть использована в дальнейшем.
– Если кто-то из тех, кто заявился на конкурс, откажется от участия, мы об этом обязательно расскажем, – «усугубил» Алексей Васильев. – Потому что это будет означать, что человек боится выйти в публичную плоскость.
Кому выгодно?
Московские политтехнологи свою заинтересованность в конкретных кандидатах (и наоборот) категорически отрицают. Получается, они приехали ни больше ни меньше услышать глас народа. А потом посмотреть, насколько реальные итоги конкурса совпадут с народным выбором. И в дальнейшем тиражировать эту практику по городам и весям.
Какую практику? Они пока не знают. Ну, если не считать общих фраз на тему большей легитимности назначенного сити-менеджера, если он будет поддержан еще и народным голосованием. И его большей ответственности, если он окажется в хвосте «голосовалки». Вопрос на засыпку: и что тут, спрашивается, тиражировать?
Протащить конкретного претендента – «практика» куда более понятная. Но, как утверждают москвичи, такие задачи – не их уровень.
Тем не менее в Перми продолжают гадать, кого же возьмут под крыло московские эксперты. Поговаривают, что Игоря Папкова. Тем более что он и сам не скрывает: прежде чем подавать заявку, посоветовался со всеми, с кем положено, – и в Перми, и в Москве. Определить, с чем связано это выдвижение, пока не берется никто. В принципе, столь сильную фигуру мог бы выставить на доску губернатор – например, если Дмитрий Самойлов не вышел на запланированный рейтинг популярности. Но это означает спустить в трубу все, что вложено в Самойлова. Да и «народное голосование» сюда как-то слабо вписывается. Разве что под его прикрытием будут осуществляться совсем другие проекты.
Интересно, что еще один весьма перспективный кандидат, Александр Бесфамильный, высказывает противоположную точку зрения. Он полагает, что смешение выборов и конкурса – инструмент для раскрутки Дмитрия Самойлова. При участии в конкурсе чиновники не обязаны уходить в отпуск, как во время выборов, и могут задействовать административный ресурс:
– Другие кандидаты должны пиариться за свой счет. При этом непонятно, с какой трибуны это делать, потому что это не выборы.
Запуск «голосовалки» ничего не изменит в результатах конкурса, считает глава Перми Игорь Сапко. Правда, выражает он это вполне дипломатично, отмечая, что не видит в «народном голосовании» ничего криминального:
– Подчеркну только, что у нас есть законный механизм выборов, есть компетентные эксперты – члены комиссии, способные этот выбор сделать, наконец, есть 36 депутатов городской думы, облеченные доверием пермяков.
И пишет на WordPress: «Готовятся запросы на предмет допуска заявившихся на конкурс лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, а также в органы полиции по наличию судимости. Также будет запрошена информация об имуществе и доходах кандидатов».
Рискнем предположить, что именно таким образом, а не с помощью «голосовалки» будет получена объективная информация о том, чего стоит каждый из кандидатов. Кто и почему в Перми голосует у стоек уличных проповедников гражданской активности – примерно понятно. Существенные ограничения по части объективности имеет и интернет-голосование. Такими возможностями для свободного волеизъявления интересуется вполне определенный контингент – конечно, в лучшем смысле этого слова.
Кроме того, уже понятно, что количество набранных голосов не будет иметь никакого значения. Куда важнее, кому окажется на руку сама процедура. И вот тут мы рискнем не согласиться с г-ном Бесфамильным – при всем уважении к Александру Яковлевичу. «Голосовалка» сыграет против Дмитрия Самойлова или, во всяком случае, осложнит его задачу до предела. Пермь не сельское поселение, где все голосуют за действующего председателя сельсовета. Так что сделать его сити-менеджером гораздо проще было бы без привлечения народных масс. А вот тому, кто играет на другой стороне, без политтехнологов федерального уровня точно не обойтись.
Не ждали…
Кажется, буквально вчера все было предельно ясно. В феврале временно исполняющим обязанности сити-менеджера Перми был утвержден протеже губернатора Дмитрий Самойлов. Не сходя с места, он заявил о намерении участвовать в конкурсе на эту должность. И даже набросал ряд тезисов, из которых следовало: за 3 месяца он намерен максимально засветиться на посту «врио» и набрать необходимый рейтинг. Депутаты городской думы доброжелательно покивали в ответ.
Напомним, сити-менеджера Перми назначит гордума – из числа кандидатов, одобренных конкурсной комиссией. Заявиться на конкурс мог практически любой, способный подтвердить свой уровень образования и опыт работы. Прием заявок завершился 8 мая. Далее претендентам предстоит презентовать комиссии свое видение будущего краевой столицы. Комиссия проведет 3 заседания, фильтруя претендентов, и 10 июня назовет самых достойных. Они и предстанут 17 июня перед депутатами гордумы, которые примут окончательное решение.
При этом гордума, утверждая Дмитрия Самойлова в качестве врио сити-менеджера, уже фактически сказала губернаторскому кандидату «да». И подтвердила свое согласие при формировании конкурсной комиссии – по общему мнению, прогубернаторской. Так что процедура изначально имела все признаки формальной. Соответственно, у г-на Самойлова должен был появиться «технический» соперник. Как вдруг, откуда ни возьмись, на голову конкурсной комиссии посыпались кандидаты – один другого круче.
Без видимых причин пермская элита вдруг заявила о себе. Появление явных политических тяжеловесов в сити-менеджерской гонке воспринималось скорее с недоумением: чего хотят эти известные в Перми люди, когда все давно решено?
Помимо врио главы администрации Перми Дмитрия Самойлова, на конкурс заявились экс-депутат гордумы Сергей Титов, управляющий директор ЗАО «Курорт Усть-Качка» Александр Мартынюк, экс-глава Соликамского района Леонид Митраков, помощник депутата Заксобрания края Ильи Шулькина Николай Мальцев и руководитель отдела «РТС МЕДИА» Мария Патрушева. Если все это технические кандидаты, то их как-то многовато. Отдельного упоминания заслуживает, конечно, экс-депутат ЗС и бизнесмен Андрей Агишев, который давно собирался куда-нибудь баллотироваться, но явно устал ждать подходящих выборов. Весьма интересно и появление в списке бывшего вице-мэра города Александра Бесфамильного, который, несомненно, потреплет нервы конкурентам.
И совсем уже сюрприз: на муниципальную должность претендуют два действующих депутата Заксобрания: руководитель фракции «Справедливой России» Алексей Луканин и первый вице-спикер краевого парламента Игорь Папков. Кстати, последний, как и Дмитрий Самойлов, входит в президиум политсовета регионального отделения «Единой России». Партия пока безмолвствует – видимо, тоже в растерянности.
Причины небывалой активности стали ясны буквально в последние два дня. Позавчера пермские СМИ начали намекать на интерес отдельных федеральных политтехнологов к муниципальному конкурсу. А вчера – бац! – эти самые политтехнологи уже дают в Перми пресс-конференцию. И объявляют о начале проекта «Народное голосование», которое в городе уже окрестили не иначе как праймериз. Причем одно из изданий допустило опечатку «по Фрейду» – ПРАЙСмериз.
Проект подразумевает публичное обсуждение программ кандидатов в сити-менеджеры и голосование за них – как лично, в специально отведенных для этого местах, так и через интернет.
Относительно теневых фигур всей затеи единого мнения нет. Пермские эксперты называют активиста неформальной «Группы товарищей», депутата ЗС Дмитрия Скриванова. Он вообще-то и не скрывает негативного отношения к краевой власти, а в последнее время предпринимает дополнительные телодвижения для укрепления собственных позиций. Упоминают также депутата Госдумы Григория Куранова в контексте «руки Кремля». Естественно, в обоих кругах ничего подобного не подтверждают. В краевой администрации тоже дают понять: политтехнологов не вызывали.
Как бы то ни было, весь этот проект представили пермякам директор «Института политического права и управления» Алексей Васильев и руководитель «Политической экспертной группы», автор рейтинга избираемости губернаторов Константин Калачев.
– Индекс избираемости губернаторов – уже устаревший продукт, поэтому мы начинаем заниматься изучением деятельности сити-менеджеров, – сообщил г-н Калачев. – Речь идет о том, чтобы придать конкурсу народный характер. А с другой стороны – сформировать экспертное мнение о происходящем. Пермь становится полигоном для изучения модели, которая может быть использована в дальнейшем.
– Если кто-то из тех, кто заявился на конкурс, откажется от участия, мы об этом обязательно расскажем, – «усугубил» Алексей Васильев. – Потому что это будет означать, что человек боится выйти в публичную плоскость.
Кому выгодно?
Московские политтехнологи свою заинтересованность в конкретных кандидатах (и наоборот) категорически отрицают. Получается, они приехали ни больше ни меньше услышать глас народа. А потом посмотреть, насколько реальные итоги конкурса совпадут с народным выбором. И в дальнейшем тиражировать эту практику по городам и весям.
Какую практику? Они пока не знают. Ну, если не считать общих фраз на тему большей легитимности назначенного сити-менеджера, если он будет поддержан еще и народным голосованием. И его большей ответственности, если он окажется в хвосте «голосовалки». Вопрос на засыпку: и что тут, спрашивается, тиражировать?
Протащить конкретного претендента – «практика» куда более понятная. Но, как утверждают москвичи, такие задачи – не их уровень.
Тем не менее в Перми продолжают гадать, кого же возьмут под крыло московские эксперты. Поговаривают, что Игоря Папкова. Тем более что он и сам не скрывает: прежде чем подавать заявку, посоветовался со всеми, с кем положено, – и в Перми, и в Москве. Определить, с чем связано это выдвижение, пока не берется никто. В принципе, столь сильную фигуру мог бы выставить на доску губернатор – например, если Дмитрий Самойлов не вышел на запланированный рейтинг популярности. Но это означает спустить в трубу все, что вложено в Самойлова. Да и «народное голосование» сюда как-то слабо вписывается. Разве что под его прикрытием будут осуществляться совсем другие проекты.
Интересно, что еще один весьма перспективный кандидат, Александр Бесфамильный, высказывает противоположную точку зрения. Он полагает, что смешение выборов и конкурса – инструмент для раскрутки Дмитрия Самойлова. При участии в конкурсе чиновники не обязаны уходить в отпуск, как во время выборов, и могут задействовать административный ресурс:
– Другие кандидаты должны пиариться за свой счет. При этом непонятно, с какой трибуны это делать, потому что это не выборы.
Запуск «голосовалки» ничего не изменит в результатах конкурса, считает глава Перми Игорь Сапко. Правда, выражает он это вполне дипломатично, отмечая, что не видит в «народном голосовании» ничего криминального:
– Подчеркну только, что у нас есть законный механизм выборов, есть компетентные эксперты – члены комиссии, способные этот выбор сделать, наконец, есть 36 депутатов городской думы, облеченные доверием пермяков.
И пишет на WordPress: «Готовятся запросы на предмет допуска заявившихся на конкурс лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, а также в органы полиции по наличию судимости. Также будет запрошена информация об имуществе и доходах кандидатов».
Рискнем предположить, что именно таким образом, а не с помощью «голосовалки» будет получена объективная информация о том, чего стоит каждый из кандидатов. Кто и почему в Перми голосует у стоек уличных проповедников гражданской активности – примерно понятно. Существенные ограничения по части объективности имеет и интернет-голосование. Такими возможностями для свободного волеизъявления интересуется вполне определенный контингент – конечно, в лучшем смысле этого слова.
Кроме того, уже понятно, что количество набранных голосов не будет иметь никакого значения. Куда важнее, кому окажется на руку сама процедура. И вот тут мы рискнем не согласиться с г-ном Бесфамильным – при всем уважении к Александру Яковлевичу. «Голосовалка» сыграет против Дмитрия Самойлова или, во всяком случае, осложнит его задачу до предела. Пермь не сельское поселение, где все голосуют за действующего председателя сельсовета. Так что сделать его сити-менеджером гораздо проще было бы без привлечения народных масс. А вот тому, кто играет на другой стороне, без политтехнологов федерального уровня точно не обойтись.
Ольга Борзун © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Свердловской области в результате пожара на площади 120 «квадратов» погибла женщина
Суббота, 30 ноября, 15.03
В Свердловской области автоинспекторы помогли водителю выбраться из сугроба
Суббота, 30 ноября, 13.20
В Екатеринбурге полиция вновь проверила массажный салон, подозреваемый в оказании интим-услуг
Суббота, 30 ноября, 13.18