ЕГЭ в Перми: «Дьявол кроется в деталях»
Пермские чиновники посчитали, что общие требования на них не распространяются, говорит федеральный эксперт
24.07.2014
ЕГЭ для выпускников завершен. Сейчас предстоит выяснить, сдала ли этот экзамен российская система образования в лице органов управления. Немаловажная роль в оценке того, как отработали чиновники в регионах, отводится федеральным инспекторам, которые представляли Рособрнадзор на местах. Всего в территории было направлено 115 экспертов. Одним из них стала Елена Шлыкова – человек, хорошо известный в Перми, бывший директор гимназии № 1, знакомый с системой образования изнутри. Ее мнение тем более интересно, что за время трех этапов ЕГЭ она имела возможность поработать в двух регионах – в Воронеже и в Перми.
На прошлой неделе в Москве состоялось совещание федеральных инспекторов под руководством главы Рособрнадзора Сергея Кравцова и директора Федерального центра тестирования Сергея Пономаренко. Они рассказали, что проведение ЕГЭ отслеживали на самом высоком уровне, в том числе президент и премьер-министр. Ну а министр образования был в числе тех, кому ставили оценки за ЕГЭ.
Много интересного говорили о планах на будущее, о том, как будет меняться содержательная часть ЕГЭ.
– Мы идем к устной части экзамена по английскому языку, то есть проверке навыков устной речи, решается вопрос о введении сочинения по литературе. Причем сочинение предлагается писать заранее, чтобы это был некий зачет или допуск к ЕГЭ. Но нормативные документы должны быть готовы к сентябрю. Сейчас мы можем говорить только о планах, – отмечает Елена Шлыкова.
Говорили и о предварительных итогах ЕГЭ в этом году. В разрезе регионов пока данных нет. Эксперты в основном работали в разных территориях, теперь все это нужно обобщать. Тем интереснее мнение немногих экспертов, которые, как Елена Шлыкова, получили возможность наблюдать процедуру в разных регионах:
– Я говорила об этом на встрече с руководителем Рособрнадзора и могу повторить: Пермь проиграла Воронежской области с разгромным счетом. В Воронеже, где я провела целый месяц, прежде всего виден уровень образования и то, что воронежцы сохранили преемственность в образовании. Там нет тактики выжженной земли, как у нас в Перми. Мне было очень интересно пообщаться с экспертом, который был здесь, в Перми, на досрочном этапе ЕГЭ, – преподавателем вуза из Екатеринбурга. Когда я поинтересовалась, какие впечатления от Перми, она отметила: «Вам честно сказать? Меня очень поразила недружелюбная обстановка в школах Перми».
Как отмечает эксперт Рособрнадзора, многое удивило и на заключительном этапе ЕГЭ в Перми. В частности, обилие мелких нарушений, которых под занавес процедуры, в принципе, не должно было быть. Тут и наличие справочных материалов на стенах кабинетов, и отсутствие беджиков, которые подтверждают, что присутствующие на ЕГЭ – люди не посторонние, и проблемы с личными документами, которые должны иметь все присутствующие – от выпускников до членов Государственной экзаменационной комиссии. Где-то акты не подписаны, где-то двери не опечатаны... Если бы это было в апреле – еще как-то можно было бы понять. Но, возможно, пермские чиновники посчитали, что такие мелочи не влияют на ход экзаменов?
– Есть требования, которые прописаны в федеральных нормативных документах и не обсуждаются, – говорит Елена Шлыкова. – Их цель – обеспечить всем детям абсолютно равные условия. Мы, собственно, и контролировали соблюдение этих требований. Наблюдали как раз за всеми мелочами, потому что дьявол кроется в деталях. А в Перми, похоже, посчитали, что лучше федеральных чиновников знают, как проводить ЕГЭ.
Между тем в этом году особо ставилась цель обеспечить честные экзамены, равные условия для всех выпускников. На мой взгляд, свою задачу Рособрнадзор выполнил. Другое дело, что диагноз, поставленный нашей системе образования, вряд ли кому-то нравится.
Напомним, что в этом году был существенно снижен порог удовлетворительной оценки по обоим основным предметам: по русскому языку с 36 до 24 баллов, по математике с 24 до 20. Несомненно, не от хорошей жизни. Но это показатель того, что на федеральном уровне понимают реальную ситуацию. А дальше уже надо что-то делать. Но что?
– Для любого, что всю жизнь проработал в системе образования, причины падения результатов школьников очевидны. Если у учителя нагрузка больше 30 часов, о каком качестве образования может идти речь? Регионам нужно отчитаться о хорошей зарплате бюджетников. А то, что эта зарплата достигается потогонной системой, остается за кадром. Мы в Перми идем не по пути роста подушевого финансирования, а по пути увеличения нагрузки на учителя. Да при этом ему еще выгодно, чтобы в классе было побольше учеников, потому что зарплата учителя зависит от этого. Да, у нас есть сегодня санитарная норма – 25 человек в классе, но финансы диктуют совсем другую норму. К тому же управление неординарными, мыслящими людьми, генерирующими идеи, – задача очень нелегкая. В Перми таких руководителей образовательных учреждений осталось немного, можно по пальцам пересчитать. У нас творческий подход не приветствуется.
Интересно, что самой драматической стороной нынешней итоговой аттестации федеральный эксперт называет вовсе не ЕГЭ, а результаты девятиклассников. И по России в целом, и в Перми продолжает катастрофически увеличиваться процент детей, которые «завалили» оба основных предмета – и математику, и русский язык. Это означает, что все бюджетные деньги, вложенные в ребенка за 9 лет, потрачены впустую. Ситуация усугубляется тем, что объективных данных по девятым классам фактически нет:
– Боюсь, что реальных цифр сегодня никто не назовет. Это тайна регионального масштаба. Потому что девятиклассников регионы экзаменовали сами и результаты подсчитывали сами.
Иными словами, огромный пласт латентных двоечников скрыт от глаз общества. Между тем их нужно каким-то образом подготовить к ЕГЭ, который они будут сдавать через два года. Хотя похоже на то, что проще будет снова зарезать порог «двойки» на ЕГЭ. Раза в два, например.
На прошлой неделе в Москве состоялось совещание федеральных инспекторов под руководством главы Рособрнадзора Сергея Кравцова и директора Федерального центра тестирования Сергея Пономаренко. Они рассказали, что проведение ЕГЭ отслеживали на самом высоком уровне, в том числе президент и премьер-министр. Ну а министр образования был в числе тех, кому ставили оценки за ЕГЭ.
Много интересного говорили о планах на будущее, о том, как будет меняться содержательная часть ЕГЭ.
– Мы идем к устной части экзамена по английскому языку, то есть проверке навыков устной речи, решается вопрос о введении сочинения по литературе. Причем сочинение предлагается писать заранее, чтобы это был некий зачет или допуск к ЕГЭ. Но нормативные документы должны быть готовы к сентябрю. Сейчас мы можем говорить только о планах, – отмечает Елена Шлыкова.
Говорили и о предварительных итогах ЕГЭ в этом году. В разрезе регионов пока данных нет. Эксперты в основном работали в разных территориях, теперь все это нужно обобщать. Тем интереснее мнение немногих экспертов, которые, как Елена Шлыкова, получили возможность наблюдать процедуру в разных регионах:
– Я говорила об этом на встрече с руководителем Рособрнадзора и могу повторить: Пермь проиграла Воронежской области с разгромным счетом. В Воронеже, где я провела целый месяц, прежде всего виден уровень образования и то, что воронежцы сохранили преемственность в образовании. Там нет тактики выжженной земли, как у нас в Перми. Мне было очень интересно пообщаться с экспертом, который был здесь, в Перми, на досрочном этапе ЕГЭ, – преподавателем вуза из Екатеринбурга. Когда я поинтересовалась, какие впечатления от Перми, она отметила: «Вам честно сказать? Меня очень поразила недружелюбная обстановка в школах Перми».
Как отмечает эксперт Рособрнадзора, многое удивило и на заключительном этапе ЕГЭ в Перми. В частности, обилие мелких нарушений, которых под занавес процедуры, в принципе, не должно было быть. Тут и наличие справочных материалов на стенах кабинетов, и отсутствие беджиков, которые подтверждают, что присутствующие на ЕГЭ – люди не посторонние, и проблемы с личными документами, которые должны иметь все присутствующие – от выпускников до членов Государственной экзаменационной комиссии. Где-то акты не подписаны, где-то двери не опечатаны... Если бы это было в апреле – еще как-то можно было бы понять. Но, возможно, пермские чиновники посчитали, что такие мелочи не влияют на ход экзаменов?
– Есть требования, которые прописаны в федеральных нормативных документах и не обсуждаются, – говорит Елена Шлыкова. – Их цель – обеспечить всем детям абсолютно равные условия. Мы, собственно, и контролировали соблюдение этих требований. Наблюдали как раз за всеми мелочами, потому что дьявол кроется в деталях. А в Перми, похоже, посчитали, что лучше федеральных чиновников знают, как проводить ЕГЭ.
Между тем в этом году особо ставилась цель обеспечить честные экзамены, равные условия для всех выпускников. На мой взгляд, свою задачу Рособрнадзор выполнил. Другое дело, что диагноз, поставленный нашей системе образования, вряд ли кому-то нравится.
Напомним, что в этом году был существенно снижен порог удовлетворительной оценки по обоим основным предметам: по русскому языку с 36 до 24 баллов, по математике с 24 до 20. Несомненно, не от хорошей жизни. Но это показатель того, что на федеральном уровне понимают реальную ситуацию. А дальше уже надо что-то делать. Но что?
– Для любого, что всю жизнь проработал в системе образования, причины падения результатов школьников очевидны. Если у учителя нагрузка больше 30 часов, о каком качестве образования может идти речь? Регионам нужно отчитаться о хорошей зарплате бюджетников. А то, что эта зарплата достигается потогонной системой, остается за кадром. Мы в Перми идем не по пути роста подушевого финансирования, а по пути увеличения нагрузки на учителя. Да при этом ему еще выгодно, чтобы в классе было побольше учеников, потому что зарплата учителя зависит от этого. Да, у нас есть сегодня санитарная норма – 25 человек в классе, но финансы диктуют совсем другую норму. К тому же управление неординарными, мыслящими людьми, генерирующими идеи, – задача очень нелегкая. В Перми таких руководителей образовательных учреждений осталось немного, можно по пальцам пересчитать. У нас творческий подход не приветствуется.
Интересно, что самой драматической стороной нынешней итоговой аттестации федеральный эксперт называет вовсе не ЕГЭ, а результаты девятиклассников. И по России в целом, и в Перми продолжает катастрофически увеличиваться процент детей, которые «завалили» оба основных предмета – и математику, и русский язык. Это означает, что все бюджетные деньги, вложенные в ребенка за 9 лет, потрачены впустую. Ситуация усугубляется тем, что объективных данных по девятым классам фактически нет:
– Боюсь, что реальных цифр сегодня никто не назовет. Это тайна регионального масштаба. Потому что девятиклассников регионы экзаменовали сами и результаты подсчитывали сами.
Иными словами, огромный пласт латентных двоечников скрыт от глаз общества. Между тем их нужно каким-то образом подготовить к ЕГЭ, который они будут сдавать через два года. Хотя похоже на то, что проще будет снова зарезать порог «двойки» на ЕГЭ. Раза в два, например.
Ольга Борзун © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В центре Екатеринбурга перекроют дороги ради зимнего полумарафона
Суббота, 30 ноября, 11.06
Под Нижним Тагилом в дорожной аварии погибли два человека
Пятница, 29 ноября, 20.57
День домашних животных отметит Екатеринбургский зоопарк
Пятница, 29 ноября, 20.42