Откуда на Урале название Сан-Донато, и какое здание более века связывает Екатеринбург с Флоренцией. Колонка главреда
09.01.2024
В связи с недавним хлопком на тагильской станции Сан-Донато многих заинтересовало, откуда на Среднем Урале взялась станция с названием Сан-Донато. Объяснение этому весьма интересное.
Если вкратце, то топоним был нужен представителю известного семейства промышленников Павлу Демидову, который в Италии был известен как Paolo II Demidoff. В Италии он имел титул князя Сан-Донато, унаследованный от дяди, Анатолия Демидова, но в России этот титул не признавался, а Павлу хотелось быть князем и в России. Тогда он решил соблюсти условие для получения титула — владеть имением с таким названием на территории Российской империи. В итоге посёлок при руднике под Нижним Тагилом получил название Сан-Донато, а Паоло Демидов получил от императора Александра II титул князя. Вообще, в этом объяснении есть небольшая неувязочка — поскольку станция Сан-Донато появилась с постройкой Уральской горнозаводской железной дороги в 1878 году, а титул князя Сан-Донато Александр II разрешил использовать Демидову раньше – 2 июня 1872 года. Свидетельств о том, что посёлок рудника (впоследствии названного рудником III Интернационала), на территории которого находится станция Сан-Донато, существовал в 1872 году, я тоже не нашёл — самые ранние упоминания о руднике датируются 1909 годом, а о появлении посёлка — и вовсе раннесоветским периодом. Но тем не менее другого объяснения появления топонима Сан-Донато на Урале нет.
Так или иначе о связях нижнетагильской топонимики (посёлок при станции Сан-Донато с ростом города вошёл в черту Нижнего Тагила) с Италией и итальянской историей династии Демидовых слышали многие (особенно теперь), а вот о том, что связывает Екатеринбург с Италией, и причём тут Династия Демидовых, знают немногие. Причём это весьма странно — потому что в отличии от Нижнего Тагила, в Екатеринбурге сохранились архитектурные свидетельства этой связи.
А началась история вот с чего. В 1822–1831 годах во Флоренции Николаем Демидовым и его сыном Анатолием была построена роскошная вилла Сан-Донато. В 1840 году Анатолий Демидов получил от тосканского герцога титул князя Сан-Донато — имение как раз было необходимым условием для получения титула. А наличие княжеского титула, в свою очередь, дало право Анатолию жениться на племяннице Наполеона I Матильде Бонапарт.
В 1872 году титул князя Сан-Донато, уже от короля объединённой Италии, получил племянник Анатолия, Павел Демидов. Тоже какое-то время живший на вилле во Флоренции.
Но вилла Сан-Донато — не единственное здание во Флоренции, в строительство которого вложились владельцы уральских заводов. Они поучаствовали и в строительстве главного архитектурного символа Флоренции — собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
В Википедии датой завершения строительства собора указан 1436 год. Однако это не сосем так — в XVI веке старый фасад был разобран, и до XIX века главный фасад и часть боковых стен стояли без облицовки. Для итальянских церквей это была весьма распространённая история – когда «парадный» фасад стоит практически без облицовки «в ожидании лучших времён». Лишь в 1887 году собор принял свой современный вид, когда его оформили в стиле флорентийской неоготики. Средства на достройку выделил вышеупомянутый Павел Демидов, который после этого стал ещё и почётным гражданином Флоренции. На фасад нанесли его имя, рядом с ним — семейный герб Демидовых.
А в Екатеринбурге примерно в то же время, что во Флоренции было завершено строительство Санта-Мария-дель-Фьоре, здание на Главном проспекте, 25 (ныне – Ленина, 25) покупают купцы Василий и Михаил Дмитриевы. И практически сразу же его реконструируют, украшая фасад новыми неоготическими формами – произошло это на рубеже 1880-х–1890-х.
Фасад этого здания, в отличии от флорентийского собора, стоял не голый, но украшен был весьма сдержанно — в стиле русского классицизма, как соседний дом №23. Зато после реконструкции стал одним из наиболее пышно украшенных домов Екатеринбурга.
То, что при обновлении его фасада вдохновлялись именно Санта-Мария-дель-Фьоре, очевидно — если вы вглядитесь в детали, то увидите множество перекликающихся элементов. Архитектор даже сделал в тимпане по центру круглое слуховое окно (которого не было до реконструкции) — это отсылка к неоготической розе флорентийского собора. Стрельчатые арки с пинаклями, сложный по пластике готический карниз — все эти элементы, только в упрощённом исполнении, как будто сняты с Санта-Мария-дель-Фьоре.
Почему купцы Дмитриевы решили стилизовать свой екатеринбургский дом под флорентийский собор, доподлинно неизвестно. О связях Дмитриевых с Демидовыми в интернете информации нет — возможно, они торговали продукцией демидовских заводов. О Дмитриевых вообще крайне мало информации, хотя они владели весьма крупным торговым домом «Братья Дмитриевы». Известно лишь, что их отец, Иван Дмитриев приехал в Екатеринбург из Казани в 1850-х.
Но если копнуть историю дома Дмитриевых глубже, то выяснится, что с Демидовыми он связан самым непосредственным образом — потому что одними из предыдущих владельцев дома были купцы Коробковы, а первой женой Акинфия Демидова была их двоюродная бабушка — Евдокия Коробкова.
Братьев своей жены, Михаила и Тимофея Коробковых, Акинфий Демидов в 1720 году пригласил работать приказчиками (на современный лад -- менеджерами) на металлургических заводах. А в 1730-х Коробковы записались купцами в екатеринбургскую гильдию и начали торговать демидовскими железом и солью.
В 1826 году внук Михаила Коробкова Максим вместе со своим компаньоном, купцом Александром Красильниковым выкупили место под два дома на главной площади Екатеринбурга, которые впоследствии получили адреса Главный проспект, 23 и 25. Дома были построены в стиле классицизма в 1828–1830 годах и были практически одинаковыми... до 1880-х годов — пока новый владелец дома №25 не стилизовал его на манер Санта-Мария-дель-Фьоре.
Сыграл ли роль для Дмитриевых тот факт, что дом был построен потомком жены Акинфия Демидова, когда те решили стилизовать его под одно из итальянских демидовский творений? Вряд ли. Но что-то же побудило! Возможно, в будущем в архивах будет найден ответ на этот вопрос.
Если вкратце, то топоним был нужен представителю известного семейства промышленников Павлу Демидову, который в Италии был известен как Paolo II Demidoff. В Италии он имел титул князя Сан-Донато, унаследованный от дяди, Анатолия Демидова, но в России этот титул не признавался, а Павлу хотелось быть князем и в России. Тогда он решил соблюсти условие для получения титула — владеть имением с таким названием на территории Российской империи. В итоге посёлок при руднике под Нижним Тагилом получил название Сан-Донато, а Паоло Демидов получил от императора Александра II титул князя. Вообще, в этом объяснении есть небольшая неувязочка — поскольку станция Сан-Донато появилась с постройкой Уральской горнозаводской железной дороги в 1878 году, а титул князя Сан-Донато Александр II разрешил использовать Демидову раньше – 2 июня 1872 года. Свидетельств о том, что посёлок рудника (впоследствии названного рудником III Интернационала), на территории которого находится станция Сан-Донато, существовал в 1872 году, я тоже не нашёл — самые ранние упоминания о руднике датируются 1909 годом, а о появлении посёлка — и вовсе раннесоветским периодом. Но тем не менее другого объяснения появления топонима Сан-Донато на Урале нет.
Так или иначе о связях нижнетагильской топонимики (посёлок при станции Сан-Донато с ростом города вошёл в черту Нижнего Тагила) с Италией и итальянской историей династии Демидовых слышали многие (особенно теперь), а вот о том, что связывает Екатеринбург с Италией, и причём тут Династия Демидовых, знают немногие. Причём это весьма странно — потому что в отличии от Нижнего Тагила, в Екатеринбурге сохранились архитектурные свидетельства этой связи.
А началась история вот с чего. В 1822–1831 годах во Флоренции Николаем Демидовым и его сыном Анатолием была построена роскошная вилла Сан-Донато. В 1840 году Анатолий Демидов получил от тосканского герцога титул князя Сан-Донато — имение как раз было необходимым условием для получения титула. А наличие княжеского титула, в свою очередь, дало право Анатолию жениться на племяннице Наполеона I Матильде Бонапарт.
В 1872 году титул князя Сан-Донато, уже от короля объединённой Италии, получил племянник Анатолия, Павел Демидов. Тоже какое-то время живший на вилле во Флоренции.
Но вилла Сан-Донато — не единственное здание во Флоренции, в строительство которого вложились владельцы уральских заводов. Они поучаствовали и в строительстве главного архитектурного символа Флоренции — собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
В Википедии датой завершения строительства собора указан 1436 год. Однако это не сосем так — в XVI веке старый фасад был разобран, и до XIX века главный фасад и часть боковых стен стояли без облицовки. Для итальянских церквей это была весьма распространённая история – когда «парадный» фасад стоит практически без облицовки «в ожидании лучших времён». Лишь в 1887 году собор принял свой современный вид, когда его оформили в стиле флорентийской неоготики. Средства на достройку выделил вышеупомянутый Павел Демидов, который после этого стал ещё и почётным гражданином Флоренции. На фасад нанесли его имя, рядом с ним — семейный герб Демидовых.
А в Екатеринбурге примерно в то же время, что во Флоренции было завершено строительство Санта-Мария-дель-Фьоре, здание на Главном проспекте, 25 (ныне – Ленина, 25) покупают купцы Василий и Михаил Дмитриевы. И практически сразу же его реконструируют, украшая фасад новыми неоготическими формами – произошло это на рубеже 1880-х–1890-х.
Фасад этого здания, в отличии от флорентийского собора, стоял не голый, но украшен был весьма сдержанно — в стиле русского классицизма, как соседний дом №23. Зато после реконструкции стал одним из наиболее пышно украшенных домов Екатеринбурга.
То, что при обновлении его фасада вдохновлялись именно Санта-Мария-дель-Фьоре, очевидно — если вы вглядитесь в детали, то увидите множество перекликающихся элементов. Архитектор даже сделал в тимпане по центру круглое слуховое окно (которого не было до реконструкции) — это отсылка к неоготической розе флорентийского собора. Стрельчатые арки с пинаклями, сложный по пластике готический карниз — все эти элементы, только в упрощённом исполнении, как будто сняты с Санта-Мария-дель-Фьоре.
Коллаж: Вечерние ведомости
Почему купцы Дмитриевы решили стилизовать свой екатеринбургский дом под флорентийский собор, доподлинно неизвестно. О связях Дмитриевых с Демидовыми в интернете информации нет — возможно, они торговали продукцией демидовских заводов. О Дмитриевых вообще крайне мало информации, хотя они владели весьма крупным торговым домом «Братья Дмитриевы». Известно лишь, что их отец, Иван Дмитриев приехал в Екатеринбург из Казани в 1850-х.
Но если копнуть историю дома Дмитриевых глубже, то выяснится, что с Демидовыми он связан самым непосредственным образом — потому что одними из предыдущих владельцев дома были купцы Коробковы, а первой женой Акинфия Демидова была их двоюродная бабушка — Евдокия Коробкова.
Братьев своей жены, Михаила и Тимофея Коробковых, Акинфий Демидов в 1720 году пригласил работать приказчиками (на современный лад -- менеджерами) на металлургических заводах. А в 1730-х Коробковы записались купцами в екатеринбургскую гильдию и начали торговать демидовскими железом и солью.
В 1826 году внук Михаила Коробкова Максим вместе со своим компаньоном, купцом Александром Красильниковым выкупили место под два дома на главной площади Екатеринбурга, которые впоследствии получили адреса Главный проспект, 23 и 25. Дома были построены в стиле классицизма в 1828–1830 годах и были практически одинаковыми... до 1880-х годов — пока новый владелец дома №25 не стилизовал его на манер Санта-Мария-дель-Фьоре.
Сыграл ли роль для Дмитриевых тот факт, что дом был построен потомком жены Акинфия Демидова, когда те решили стилизовать его под одно из итальянских демидовский творений? Вряд ли. Но что-то же побудило! Возможно, в будущем в архивах будет найден ответ на этот вопрос.
Владислав Постников © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Под Екатеринбургом Daewoo Nexia «залетела» под грузовик
Четверг, 21 ноября, 18.04
До завершения приёма заявок на конкурс по разработке лучшего памятника Балабанову осталось десять дней
Четверг, 21 ноября, 17.49
На конференции в Екатеринбурге обсудят цифровую революцию бизнеса
Четверг, 21 ноября, 16.07